Почему рыбонасосы перестали качать каспийскую кильку?
13 ноября 2019, 10:02 [ «Аргументы Недели» ]
В 2019 г. Россия впервые за последние 20 лет возобновила лов легендарной каспийской кильки. Это поразительная рыба, уникально полезная. Такой кильки, кроме Каспия, нет нигде, по питательным качествам балтийская и черноморская ей не чета. Именно каспийская килька попала в рацион советских космонавтов. В консервах она была особо ценимым продуктом для советской армии, поскольку дёшево, вкусно и очень сытно. Затем в дикие 1990-е гг., когда у народа не было ни нормальной работы, ни денег, каспийская килька спасла немало людей от голодной смерти. Десятилетиями кильку на Каспии добывали сотнями тысяч тонн в год, но на рубеже 2000-х всё внезапно оборвалось. Почти на 20 лет этой кильки не стало вообще.
На рубеже 1950-х советские изобретатели придумали рыбонасос, который впоследствии назвали промышленным бессетевым ловом. Килька ходит громадными стаями бешеной плотности, порой размерами с гигантские острова. Но стаи прячутся на приличных глубинах. На 20–30 м вглубь килька ещё довольно разрежена, на 40–70 м вниз – самое подходящее. Так на Каспий пришли первые суда «Дружба» с легендарными советскими рыбонасосами РБ-150. Изобретение, которое, между прочим, выпускается по сей день, было до гениального просто! Под воду вертикально вниз на 25–40 м опускали пару гофрированных труб. Свет привлекал к ним кильку, насос буквально вытягивал стаю наверх. Объёмы добычи настолько превзошли любой конусный лов, что от этих сетей на Каспии для кильки отказались совсем.
Вскоре насосы первого поколения в СССР сменили эрлифтом. Он вообще не повреждал рыбу. Затем, в конце 1960-х гг., на смену «Дружбам» на Каспий пришли куда более совершенные суда с насосами, которые так и назвали – РМС типа «Каспий». Спустя ещё 10 лет в тогдашней советской Клайпеде для этого уникального моря начали строить самые современные в мире на тот момент суда-рыбопроцессоры типа «Моряна». Они не просто поднимали рыбу насосами на борт, но сразу закатывали её на борту в консервы. Наконец, под самую перестройку из Клайпеды по каспийскую кильку пришли новейшие корабли типа «Волга», которые ухитрялись закатывать до 30 т консервов за сутки.
До перестройки каспийская килька была повсюду, от Ташкента до Магадана, банка стоила 33 коп., и эта цена, не меняясь, держалась 35 лет. Сколько миллионов хороших людей вскормлено этой невероятно вкусной килькой, в которой вдобавок в отличие от балтийской (больше известной как шпроты) и черноморской особо много белка и море полезнейших микроэлементов. Сейчас этой кильки нет. Осталось только светлое воспоминание. Рыба на Каспии есть, но ловить её некому.
Как добыча ухитрилась рухнуть с 420 тыс. т до нуля? Об этом подробнее читайте в свежем номере "Аргументов недели".