На днях мир облетела информация о новом китайском тяжёлом стратегическом бомбардировщике Н-20, что является своего рода сенсацией. Конечно, Россия тоже активно развивает этот компонент СЯС. К тому же у нас имеются ещё и дальние (средние) бомбардировщики. Но до сего дня у китайцев не было таких бомбардировщиков своей разработки. Ведь даже китайский Н‑6К – это развитие советского Ту-16, но с новой авионикой. Причём двигатели на нём установлены наши – Д-30КП от Ил-76. А как обстоят дела с дальней авиацией в США у и нас?
Китайское «крыло» пока выглядит очень китайским
О разрабатываемом китайцами Н-20 ранее не было слышно ничего, кроме недостоверных слухов, напоминающих преувеличенные рассказы охотников и рыбаков. В свежем ежегодном докладе Пентагона о китайской военной мощи Н-20, однако, упомянут как разработка. Там сказано о том, что он напоминает гибрид американского «летающего крыла» В-2А с древним американским же В-47. Но это тяжело даже представить. Также американцы считали, что китайский бомбардировщик в ближайшие годы приступит к испытаниям, а на вооружение попадёт не раньше 2025 года.
Сейчас появился мутноватый кадр с китайского ТВ-канала CCTV.На нём видна центральная часть самолёта с носа. А англоязычная правительственная газета КНР Global Times сообщила, что бомбардировщик якобы готовится к первому полёту и будет показан публике в следующем году. Есть сведения, что взлётная масса машины составит порядка 170–190 т, а боевая нагрузка – 10–15 тонн.Это совсем не впечатляет.
Вероятный «партнёр» номер один
У американских вероятных «партнёров» номер один – со стратегами всё сложно. Сверхзвуковой бомбардировщик В-1В уже давно и окончательно стал неядерным – он несёт только обычные и корректируемые авиабомбы и неядерные крылатые ракеты (КР) типа JASSM. Иногда его вообще используют как гигантский штурмовик – в том числе в Сирии. А якобы невидимый (точно не для нашей ПВО) самолёт В-2А «Спирит», которых в строю 11 штук (из 20), кроме ядерных авиабомб либо неядерных КР, ничего доставить также не может. Это исключает его разумное использование в настоящей большой войне.
Старикан В-52Н в количестве 36 штук является единственным носителем ядерных КР типа AGM-86, которые планируется заменить в будущем десятилетии на перспективные LRSO.Они тоже дозвуковые, лишь менее заметные и несколько более дальнобойные (вряд ли они догонят наши Х-101/102). Летать В-52Н предстоит до 2040-х гг., а может, и далее, если с заменой дела не заладятся.
Разрабатываемая ему замена – это бомбардировщик В-21 «Рейдер». Судя по опубликованным рисункам, это близнец В-2. Его зовут «попыткой продать В-2 ещё раз, но дороже». Скорее всего, он основан на такой же конструкции, но будет поменьше и полегче и якобы дешевле – по одному миллиарду за штуку вместо двух. Зато будет нести новые КР LRSO. Но с разработкой дела обстоят сложно – стоимость растёт как на дрожжах, и обуздать её пока не очень удаётся, есть и технические вопросы. Планировалось приступить к производству и поставкам машины в середине 2020-х годов, но уже сейчас ясно, что это случится куда позднее.
«Белый лебедь» – новая версия
В России дальняя авиация (ДА) является важнейшим компонентом ядерного и неядерного сдерживания. К тому же все типы самолётов ДА активно и очень успешно отметились в войне в Сирии. Тяжёлые бомбардировщики Ту-160 и Ту‑95МС/МСМ выпустили по боевикам более 150 КР Х-555 и 48 новейших Х-101, а дальние Ту-22М3/М3М совершили сотни бомбардировочных рейдов.
Сейчас в российский парк ДА входит 16 самолётов Ту-160 – из них 5 модернизированных самолётов, называемых часто Ту-160М1. В этот вариант постепенно переоборудуются и остальные машины. Ещё один борт является прототипом нового Ту-160М2 и находится на испытаниях. Он сделан на старом заделе и пока не совсем соответствует техническому лицу нового варианта. Скорее его можно назвать М1 плюс.
С 2021 г. готовится серийное производство Ту-160М2 – глубоко переработанного варианта с модернизированными двигателями новой постройки НК-32-02, производство которых уже начато. На базе этого варианта двигателя будет создан и двигатель на замену Д-18Т на наших Ан‑124 «Руслан». На переработанном варианте этого сверхтяжёлого самолёта, который будет выпускаться в России и иметь иное название, вероятно, будут уже новые ПД‑35. Более того, газогенератор этого двигателя будет использован при разработке двигателя для новейшего Перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК-ДА).
В течение нескольких десятилетий планируется выпустить до 40-50 Ту-160М2.Пока заключён контракт на 10 машин общей стоимостью 160 млрд рублей. Если сравнить с ценами в США простым пересчётом по курсу ЦБ, то это почти бесплатные самолёты. За 250 млн долларов в Америке нынче продают военно-транспортный самолёт, а то и истребитель. Ту‑160М2 будет иметь полностью переработанную авионику, новый радиолокационный комплекс, новый бортовой комплекс обороны (БКО). Хотя и его нынешний вариант оставляет мало шансов истребителям и ЗРК на успешную атаку.
Он будет вооружён как ядерными КР‑102 (дальность до 5500 км) и неядерными Х-101 (4500 км), так и их усовершенствованными вариантами ещё более увеличенной дальности. А также перспективными гиперзвуковыми КР и ПКР и многими другими видами оружия, не представленными на нынешних вариантах «Белого лебедя». Будут проведены и мероприятия по снижению его заметности.
Так что у России появится сверхзвуковой (более 2 скоростей звука) малоуязвимый самолёт с дальностью под 14 тыс. км (она вырастет более чем на 1 тыс. км), вооружённый 12 или более сверхдальнобойными КР. Это надёжный инструмент воздействия на кого угодно. Борт нового Ту-160М2 будет в значительной мере унифицирован как с другими глубоко модернизируемыми самолётами ДА, так и с перспективным тяжёлым бомбардировщиком ПАК-ДА.
Ветеран надёжен
Не забыт и ветеран Ту-95МС, ныне модернизируемый до модификации Ту‑95МСМ. Модернизировано уже порядка 14 самолётов из общего числа 50 строевых машин. Надо отметить, что понятие Ту-95МСМ включает в себя машины разных этапов модернизации. На нынешних заменено только оружие и модернизирован бортовой комплекс обороны (БКО) и ряд других систем. Но с 2019 г. модернизированные Ту-95МСМ получают новый БКО, новый «борт» и модернизированные двигатели НК-12МПМ, которые позволят этому самолёту нарастить дальность полёта и продержаться на вооружении до 2040-х годов.
ПАК-ДА отодвигается
Но не все Ту-95МС будут модернизированы, и вот их-то и заменят частично на Ту‑160М2, а частично на будущий ПАК‑ДА. Этот самолёт, про который известно, что он разрабатывается по схеме «летающее крыло», будет околозвуковым. Однако сейчас планы по его выпуску сдвинуты в будущее. Его первый полёт планируется ближе к середине 2020-х, а принятие на вооружение – на ещё более поздние сроки. По сути, ПАК-ДА будет длительно барражирующей, в основном над своей территорией, платформой для запуска дальнобойных КР, как дозвуковых, так и гиперзвуковых. Возможно, он будет вооружён и противоспутниковыми ракетами. То есть это будет малозаметный аналог Ту‑95МС, поэтому ему и сверхзвук не нужен.
Из средних – в тяжёлые
Дальний бомбардировщик Ту-22М3 также модернизируется в два этапа – на первом этапе часть машин получила знаменитую ныне уже систему СВП-24, позволяющую наносить высокоточные удары обычными бомбами даже с маневра и новую гиперзвуковую ПКР Х-32. А вот глубоко модернизированный вариант Ту‑22М3М будет иметь модернизированные двигатели, увеличенный радиус полёта, новый «борт», включая и новый радиолокационный комплекс и БКО, новый набор вооружения, в том числе официально неядерную КР Х-50 и даже, возможно, Х-101/102.
Его опытный образец готовится к первому полёту в ближайшее время, а модернизация строевых машин начнётся в 2020 году. Важной деталью является оснащение их штангой дозаправки, в своё время снятой по Договору ОСВ. По сути, с договорной точки зрения с ней самолёт мигрирует в раздел тяжёлых бомбардировщиков. В этом нет проблемы, потому что свободные «слоты» в лимитах по носителям у нас в избытке. К тому же в руководстве страны не ждут, что с американцами будет подписан новый договор.
Ярослав ВЯТКИН, военный обозреватель «АН»