В российской промышленности разразилась углеродная революция. Открылась вторая очередь одной из крупнейших в мире линий по производству углеволокна, самого перспективного материала XXI века.
Инженерный мир одержим сбросом веса, тут углепластики незаменимы. Лучшие сорта в шесть раз прочнее титана, при этом впятеро легче высокопрочной стали, в 1, 5–2 раза легче алюминия. Карбон долго был оборонным продуктом, но сейчас идёт не только на обшивку самолётов-невидимок и космические антенны, но и в тормозные диски, подшипники, детали двигателей и арматуру бетонных плит.
По статистике, космос и авиапром потребляют 20% композитов, 40% уходят транспорту и строителям, 15% – электронике и машиностроению. По всем фронтам спрос бурно растёт. По прогнозам, к 2020 г. мировое производство углеволокна увеличится с нынешних 90 до 240–260 тыс. т в год. Цены на карбон тоже на высоте – когда несколько лет назад наметился дефицит, стоимость разом подпрыгнула вдвое. Пока углепластиковые сливки в основном снимают немцы и японцы, но их быстро догоняет Китай. Для КНР это дело государственной важности: за 11-ю пятилетку, которая закончилась в 2010 г., выпуск углеволокна нарастили до 3 тыс. т в год, в планах на 12-ю пятилетку – 10–12 тыс. т в год.
В России до недавнего времени с углепластиками было негусто. Эти материалы до недавнего времени были нужны прежде всего военным, потому что применяют в ядерных боеприпасах и центрифугах для обогащения урана. Поэтому исторически карбоновое направление развивали атомщики. В 1970-х гг. советский Минсредмаш построил три секретных углеволоконных предприятия, в том числе саратовский «Аргон» и челябинский ЗУКМ. Они пережили жуткие 1990-е, в 2008 г. их объединили в госхолдинг, который отошёл Росатому. Долгое время дело двигалось ни шатко ни валко. Росатом не спешил с развитием, потому что потребности экономики в углеволокне были скромные, российская промышленность закупала не более 350 т композитов в год (0, 4% мирового спроса). Крупнейшим углепластиковым проектом до сих пор остаётся космический комплекс «Энергия-Буран», где этот материал использовался очень широко.
На собственные нужды Росатому хватало, производство обеспечивало 120 т в год. Но на перспективу этого до безобразия мало. Например, в лайнерах «Аэробус А350» и «Боинг-787» половину веса составляют композиты, 20% – алюминий, 15% – титан. На каждую такую машину нужно 30–50 т углепластика. Перспективный российский лайнер МС-21, на который уже собрано 160 заказов, получил композитные крылья. Военные не отстают, истребитель пятого поколения углепластиковый на четверть, его обшивка на 70%. Ожидается, уже на первом этапе ВВС закажут 60 таких истребителей (стоимостью 6 млрд руб. каждый), для их постройки потребуется не менее 300 т композитов.
Так что спрос будет огромным. Наследник Минсредмаша долго заряжал, но в итоге пальнул неплохо. Росатом вложил 4 млрд руб. в новое предприятие в «Алабуге» (Республика Татарстан). Мощность первой линии – 1, 7 тыс. тонн. Стройка началась в 2012 г., в марте 2015 г. завод вышел на маршевый рубеж, производство достигло 1, 5 тыс. тонн. Это только начало, планируется пустить ещё 3–4 аналогичные линии. Такими темпами через несколько лет выпуск углеволокна достигнет 7–8 тыс. т в год. РФ сравняется с Китаем, полностью закроет потребности промышленности и начнёт масштабные поставки за рубеж.
Дело может стать золотым дном. Стоимость 1 тыс. т углепластика на мировом рынке порядка 80 млн долларов (4, 8 млрд рублей). Цена этого материала выше, чем титана, которого Россия производит и экспортирует больше всех в мире (в 2016 г. – 30 тыс. тонн). Так что со временем в дополнение к нынешней Титановой долине (экономическая зона в Свердловской области) может появиться углепластиковая.