Авиапром - финальная зачистка
3 апреля 2013, 14:34 [«Аргументы Недели», Владимир ЛЕОНОВ ]
Торопятся, суетятся менеджеры гнезда медведевского. Начало апреля показало – «мантуровцы» решили окончательно добить авиастроительную отрасль. Иначе как объяснить, почему с 1 апреля Генерального конструктора «МВЗ им. М.Л. Миля» Алексея Самусенко и ещё ряд ведущих конструкторов-милевцев объявили уволенными? А в Самаре вынудили бросить на стол заявление «по собственному» штучного профессионала-двигателестроителя Юрия Елисеева. Сегодня, в день подписания номера, он сдаёт дела преемнику – представителю алчного племени «эффективных менеджеров».
ВЕСЕННЕЕ ОБОСТРЕНИЕ
В Самаре есть ОАО «Кузнецов», от двигателей которого зависит вся Дальняя авиация ВВС России. Известно, что стратегическое предприятие под гнётом бесконечных реформ всё последнее десятилетие загибалось. Многие годы не выполнялись планы по гособоронзаказу, поставкам газоперекачивающих станций Газпрому. Сорвали в 2008 году лётные испытания инновационного авиадвигателя НК-93. Набрали миллиарды рублей долгов банкам, Минобороны и другим заказчикам. В неизвестном направлении исчезали взятые у военных на ремонт и модернизацию авиационные двигатели, газпромовские агрегаты.
Наконец, в ноябре 2011-го появился редчайший повод порадоваться за грамотное кадровое решение Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) и Минпромторга – с «Кузнецова» убрали «терминатора» Н.Никитина и назначили исполнительным директором Юрия Елисеева, уважаемого в отрасли профессионала-двигателестроителя. Елисееву на «Кузнецове» пришлось начинать с загаженных туалетов и исправления кадровой политики предшественника. Рассказывают, пришёл в 10 цех, там делают сложнейшую автоматику для ракетных двигателей. Перед ним суетится лощёный мальчик в штиблетах. Вы кто? - спрашивает Юрий Сергеевич:
- Мастер!
- Где раньше работали?
- В ресторане.
- Образование?
- Лесной техникум.
Понятно, что после этого диалога в цехе появился настоящий мастер, а не чей-то протеже. Юрию Елисееву всего за год удалось вдвое сократить убытки предприятия - с 730 до 362 млн. рублей. Выручка увеличилась с 2,6 млрд. до 4,4 млрд. рублей. Он всегда считал – технических барьеров для реализации планов не существует. Помешать может лишь фактор времени и отсутствие финансовых рычагов. Когда пришёл исполнительным директором на ОАО «Кузнецов» сразу сказал – через несколько лет это будет лучшее и самое современное предприятие отрасли. И началась бешеная работа. Впервые выполнен план по гособоронзаказу, понемногу стали рассчитываться по долгам, ритмично заработало производство, стал восстанавливаться конструкторский потенциал предприятия. Испытываются и передаются заказчикам ракетные двигатели НК-33 для космических программ России и США. Есть реальные планы по новым авиадвигателям. Казалось, вот-вот вернут под крыло летающей лаборатории, для завершения испытаний, сулящий уникальную экономичность авиадвигатель большой мощности НК-93 – другого «прорывного» проекта в этой сфере у России попросту нет.
И вдруг источники сообщают – Юрия Елисеева принуждают написать заявление «по собственному желанию». Чёрт знает что! А если подумать, то напрашивается всего 2 варианта понимания ситуации. Первый, что малограмотные (в смысле профессиональной подготовки) вредители из Минпромторга и ОДК (никогда не поверю, что такие ключевые решения проходят мимо профильного министра) решили, что «мавр сделал свое дело, мавр может уходить» - вроде всё налажено, прибыль пошла, пора освободить тёплое место для очередного «эффективного менеджера» с айфоном. Тут всё понятно – запахло деньгами. Этим негодяям невдомёк, что айфоном критические технологии не поднять, тут личность и знание предмета требуется. Второй вариант ещё более мерзкий – врагов страны не устраивает ситуация, что некогда могучее предприятие начинает восставать из пепла, путает тайные планы по развалу отрасли. Зачем пугать Вашингтон и Лондон новыми движками для ракетоносцев? Так не договаривались. Там же дети, родственники, банковские счета, перспективы на безбедную старость…
ЗАГНАЛИ В УГОЛ
На заводе уже был митинг в поддержку руководителя – 450 человек рискнули пойти против навязанной сверху преступной глупости. Самарские рабочие, инженеры, конструкторы, технологи пишут обращение в Кремль – есть же «царь-батюшка», он рассудит. Привожу его полностью:
Уважаемый Владимир Владимирович!
Обращается к Вам коллектив ОАО «КУЗНЕЦОВ» г.о. Самара с просьбой отменить решение о смене руководства нашего завода. Нашего исполнительного директора Юрия Сергеевича Елисеева планируется отстранить от исполнения обязанностей с 3 апреля 2013 года без объяснения причин. За последние 9 лет у нас сменилось 7 руководителей предприятия, что негативно отражается на выполнении производственных задач.
Хотим Вам сообщить, что более эффективного руководителя за последние годы на нашем предприятии ещё не было. Опытный производственник, прошедший путь от рабочего до директора крупного объединения «Салют» г. Москва, он делает все для развития двигателестроения и возврата лидирующих позиций российской авиации. Открылись цеха с новым оборудованием, количество новых станков увеличивается. На завод начали стремиться молодые и высококвалифицированные специалисты. Исполнительный директор Елисеев Ю.С. поддерживает и развивает все перспективные направления. За 16 месяцев руководства предприятием был выполнен гособоронзаказ, заказ ОАО «Газпром» на 2012 г., увеличилась выручка предприятия.
ОАО «КУЗНЕЦОВ» - ведущее предприятие России по производству и ремонту авиационных газотурбинных двигателей, жидкостных ракетных двигателей для космических ракет типа Р-7, приводов газоперекачивающих агрегатов и блочно-модульных электростанций. С двигателями предприятия осуществляются запуски пилотируемых космических кораблей «Союз» и автоматических транспортных грузовых космических аппаратов «Прогресс».
ОАО «КУЗНЕЦОВ» выполняет ремонт и производство авиационных двигателей, которые обеспечивают обороноспособность страны на самолётах стратегической авиации Ту-22МЗ, Ту-95 и Ту-160. На газопроводах России и других стран эксплуатируется более 2000 двигателей НК-12СТ, НК-14СТ, НК-16СТ и НК-36СТ мощностью от 6 до 25 МВт для приводов газоперекачивающих агрегатов. В рамках Проекта «Русь-М» ведётся модернизация ракетных двигателей НК-33 для ракет среднего и лёгкого классов «Союз-2-3», «Союз-1».
По заказу ОАО «РЖД» разработан, построен и успешно прошёл эксплуатационные испытания единственный в мире газотурбовоз – железнодорожный локомотив с газотурбинным двигателем НК-361, работающим на сжиженном природном газе, с рекордной грузоподъёмностью 15 000 тонн. В настоящее время при поддержке Ю.С.Елисеева подписан договор с ОАО «РЖД» и изготавливается второй экземпляр силового блока с двигателем НК-361 для внедрения газотурбовоза в серийное производство.
Рабочим своевременно выплачивают заработную плату, проводятся культурно-массовые и спортивные мероприятия, цеха и производственные помещения планомерно модернизируются. Стала проводиться активная борьба с нарушителями трудовой и производственной дисциплины. У рабочих появились стимулы для выполнения своих работ в ускоренном режиме и с наилучшим качеством.
Просим Вас обратить внимание на мнение 11-тысячного коллектива предприятия: оставить Ю.С. Елисеева на должности исполнительного директора ОАО «КУЗНЕЦОВ».
Владимир Владимирович, позвольте пригласить Вас посетить наш завод лично для оценки роли Елисеева Ю.С. в возрождении и развитии предприятия со столетней историей.
С уважением,
Коллектив ОАО «КУЗНЕЦОВ»
Но писем-обращений подобного содержания на имя В.Путина для Администрации президента было множество. Потому выход у коллектива один – быть не управляемым аферистами стадом, а самим жёстко поставить на место ликвидаторов технологического, экономического и оборонного потенциала страны. Работникам «Кузнецова», судя по письму, не всё равно. А поддержка должна быть - не зря же президент возглавил и благословил движение с много говорящим названием «Народный фронт». «АН» обязательно отследят возню вокруг «Кузнецова» и фигуры Елисеева, а с результатами познакомим компетентные органы. Уверены, нас поддержит и губернатор Самарской области Николай Меркушкин. Он уже подтвердил делами, что его главная задача – обеспечить рост промышленного потенциала региона. А тут ему нож в спину.
ЛИЧНОСТЬ И АНТИПОДЫ
Чем ещё не угоден Юрий Елисеев? Он слишком самостоятельный. Министром Д. Мантуровым в вину Елисееву было поставлено даже то, что «Аргументы недели» не бросили тему авиадвигателя НК-93. При чём здесь Елисеев, неизвестно – «АН» с 2006 года регулярно писали о злоключениях этой суперразработки самарских двигателестроителей. А Елисеев в Самаре появился меньше полутора лет назад. Более того, мы вообще старались не упоминать его имя в связи с этой разработкой, информацию о ситуации на предприятии брали из других источников. Так нас просили все, кто был заинтересован в выводе Елисеевым предприятия из смертельного пике:
- Министр Мантуров по натуре мстительный, не трогайте сейчас Юрия Сергеевича, чтобы не навредить.
Мы и не трогали. Но его всё равно достали – начальнички-коммерсанты из ОДК приказали продать под коммерческую застройку территорию бывшего СНТК им. Н.Д.Кузнецова, одну из 2-х промышленных площадок ОАО «Кузнецов». Елисеев прекрасно понимал, что это означает поставить крест на собственных разработках, похоронить Самару как центр авиационного двигателестроения и превратится в обычный ремонтный завод. Потому, что именно на СНТК располагается вся научно-конструкторская база, уникальные доводочные и испытательные стенды. Естественно, Елисеев, как профессионал, выполнить вредительский приказ отказался. Да ещё на совещании у премьера Дм. Медведева честно доложил о фактическом состоянии с заключением и финансированием гособоронзаказа - квартал уже прошёл, а в закромах пусто. Чем подставил руководство ОДК, которое интересует один результат - сколько им пришлёт послушный руководитель, выполнит ли их указание продать за бесценок площади и корпуса нужным людям? Елисеев мешает закачивать и выкачивать, он не послушный и безропотный исполнитель. Мнение народа, рядовых работников и ветеранов предприятия едино, я слышал его последние дни не раз и не два: «Видно в Москву деньги дипломатами не возил, вот и стал неугоден».
Вывод - убрать его, опасен. Вдруг ещё и НК-93 поднимет на крыло, что тогда делать? Выходит, когда председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала ОАК «воровайкой», это же звание она присвоила и смежной ОДК. Надо бы Валентине Ивановне за Елисеева заступиться. Если по государственному, Юрия Сергеевича надо не увольнять, а ставить во главе всей ОДК, с широчайшими полномочиями. Уж он-то сможет заставить эффективно функционировать эту махину, найдёт и расставит по ключевым точкам настоящих людей дела.
Генерал-полковник Анатолий Ситнов давно поставил кадровой политике в авиастроении диагноз:
- Назначают «незнаек» - людей, способных лишь выполнять приказы по манипуляции финансовыми потоками. Уничтожают тех, кто способен генерировать идеи и воплощать их в жизнь. Известно, что даже один настоящий профессионал часто определяет развитие целой отрасли. На практике ведётся целенаправленная работа по обезглавливанию авиапрома, что приведёт к закономерному итогу – стагнации и недееспособности.
А это уже предательство и подрыв обороноспособности страны. Интересно, куда побегут «мантуровы», когда американские беспилотники начнут кружить над Кремлём?