Обстановка на мировом финансовом рынке немного стабилизировалась, и стоимость фондовых и сырьевых активов вернулась на уровни, которые мы видели в конце октября. Однако цены на российские активы, напротив, продолжают падать, что можно связать с политической напряжённостью в стране.
Даже неважно, что западные брокеры в принципе не в курсе того, сколько народа митингует. Но демонстрация по каналам CNN и FoxNews целых колонн техники с внутренними войсками делает своё дело.
С точки зрения влияния внешних факторов на российскую экономику и финансовую систему можно отметить некоторое улучшение после подписания франко-немецкого договора. Фактически это означает создание нового европейского валютного союза. Встреча в Париже завершилась неожиданно быстро, и по факту был озвучен проект нового европейского договора, который должен изменить существующий порядок с точки зрения резкого усиления бюджетной и фискальной дисциплины.
Самое важное, что необходимо отметить по поводу итогов парижской встречи, – это тот факт, что Германия и Франция подготовили письменный документ, который касается ключевых изменений в договоре между странами валютной зоны Европы и странами, не входящими в валютный союз, но имеющими членство в Евросоюзе. Президент Франции озвучил структурные изменения в Европейском союзе и предложил подписать новую декларацию, которая будет означать реформирование системы управления и принцип принятия решений.
Роль ЕЦБ признана независимой, и страны готовы предоставить полную свободу действий для регулятора и не вмешиваться в его дела и решения. Главное, что появились предпосылки для создания законодательной базы, препятствующей нарушениям бюджетного соглашения, и организация мониторинга за поступлениями доходов в бюджеты стран, которые войдут в новый договор.
Как я уже отметил, достигнутая договорённость отвечает моим ожиданиям, однако, учитывая наличие на рынках иррационального пессимизма, инвесторы всё ещё отказываются искать контраргументы своему недоверию к Европе. Сейчас рынки могут отыгрывать последствия возможного отказа некоторых стран войти в новый договор, что подразумевает частичный выход таких стран из валютного союза или из ЕС.
Однако в этом случае выбор невелик. И такие страны могут получить ещё больший удар по своим финансам. Тогда придётся «ползти» к МВФ за помощью, что явно не лучше, чем соглашаться на новые условия, предложенные Францией и Германией. Поэтому сомнительно что «отказников» из числа стран членов валютного союза может быть много.