Первого августа закончилась стройка века – скоро откроется многострадальное здание Большого театра. С 2005 г. госказна потратила на его реконструкцию более 20 млрд. рублей. По ходу дела стоимость работ выросла в 19 раз! Цифра даже заинтересовала Следственный комитет – прошла проверка, вскрывшая очевидное. Оказалось, некоторые подряды оплачивали трижды.
С учетом обстоятельств, наверное, и через 100 лет Большой будут приводить в пример невиданного строительного расточительства и крайне подозрительных бюджетных трат. Но его пример не одинок. Как показало расследование «АН», ремонты оперных и балетных подмостков в РФ почти никогда не обходились без финансового светопреставления.
Как ни крути – со временем театры ветшают. Нужен ремонт, а оплачивает его тот, кто заказывает музыку. В РФ – государство. А где чиновники, там и подозрительные траты. Громкий скандал разразился со строительством Астраханского музыкального театра. Его возводят с 2007 г., обещали сдать в 2008 г., но сроки регулярно сдвигались.
Гром грянул, когда в апреле 2010 г. В. Путину пришлось перенести совещание по проблемам театров в Пермь. Причина проста – Астраханская опера, где изначально хотели устроить встречу, была все еще не готова. Премьер-министр возмутился и потребовал от губернатора А. Жилкина завершить строительство к июлю 2011 года. Тот отчитался об окончании работ, но, по некоторым данным, мелкие доработки продлятся как минимум до 2012 года.
К чести губернатора надо сказать, что в отличие от Москвы начальный бюджет Астраханской оперы превышен всего в два раза – 3,3 млрд. руб. вместо планировавшихся 1,4 млрд. рублей. И уж куда астраханцам до чудес, продемонстрированных при строительстве второй сцены петербургской Мариинки.
В 2003 г. на конкурсе победил проект архитектора Доминика Перро. Это многоугольный стеклянный купол стоимостью 10 млрд. рублей. Под него начали было закладывать фундамент. Но в 2007 г. выяснилось – проект слишком дорогой. Назначили новый конкурс, победило отечественное архитектурное бюро. По новому проекту высоту здания снизили, сложные стеклянные конструкции заменили бетонными стенами. Но вот парадокс – с экономией что-то не получилось, в итоге строительство подорожало почти вдвое – до 19,1 млрд. рублей. Мало того: в июле 2011 г. застройщик объявил дополнительный конкурс стоимостью 3 млрд. руб. на отделку здания.
Глядя на такие бюджетные песни и пляски, ясно, почему других строительных проектов, сопоставимых со второй сценой Мариинки, в РФ пока не начинают. Хотя это не значит, что уголовных дел в данной сфере заводить больше не на кого. В ноябре 2010 г. прокуратура заинтересовалась работой директора Томской областной филармонии О. Лесиной. Ее подозревают в получении взятки в 70 тыс. руб. «за изменение условий расчета за аренду помещения». В декабре отловили работников Башкирской госфилармонии. Их подозревают в присвоении 414 тыс. руб., заработанных организацией на проведении свадеб в органном зале. В феврале под следствием за растрату 400 тыс. бюджетных рублей оказался директор Екатеринбургского театра оперы и балета А. Шишкин.
Более серьезный резонанс получило уголовное дело, которое завели в апреле 2011 г. против директора Петербургской консерватории С. Стадлера. Его подозревают в мошенничестве на сумму 13,3 млн. рублей. По версии следствия, консерватория крупно переплатила за ремонт консерваторской кровли – 6,7 млн. руб. вместо 400 тысяч. Кроме того, заключила договор на автоматизацию деятельности консерватории. Бюджет заплатил 7 млн. руб., хотя систему так и не внедрили. Так что, видимо, крыша на финансовых делах поехала даже у скрипача с мировым именем.
Похоже, что-то не так и с нашим оперно-консерваторским хозяйством. То ли начальники не те, то ли контроля мало.
Мировые цены
Музыкальные театры обходятся недешево во всем мире. В 1970-е гг. строительство Сиднейской оперы на сваях, погруженных в воду на 25 метров, обошлось в 102 млн. долларов. В нынешних ценах это 520 млн. долл., или 15 млрд. рублей. В 2000-е гг. самые роскошные оперы в мире строились в Скандинавских странах. Все они сделаны по типу Сиднейской. На проекты денег не жалели. К примеру, Копенгагенский оперный театр, основная сцена которого вмещает до 1,7 тыс. человек, обошелся в 500 млн. евро (20 млрд. рублей). Здание площадью 41 тыс. кв. м на крохотном острове в гавани датской столицы построили за три года. Театр насчитывает 14 этажей, пять из которых расположены ниже уровня моря. Отделка – королевская. Пол и стены выложили белым кленом, гранитом и сицилийским мрамором. На потолок театра пошли 105 тыс. листов 24-каратного золота.
На суше, где не нужно тратиться на гидроизоляцию, строительство опер обходится не в пример дешевле. Пример – национальный центр исполнительных искусств в Пекине вместимостью 5,5 тыс. человек (так называемое «Яйцо»). Он строился с 2001 по 2007 г. и обошелся в 300 млн. евро (12 млрд. рублей). Этих денег хватило, чтобы сделать корпус театра из титана! Новая сцена Национальной оперы в Греции, которую собираются строить в Афинах, тоже обойдется примерно в 12 млрд. рублей. Но кроме самого театра на эти деньги выстроят новое здание Национальной библиотеки и разобьют парк размером 4 га.