Картину режиссёра Алексея Мизгирёва «Дуэлянт» я, как всегда, посмотрела в обычном кинотеатре (мне интересна реакция неизбранной публики). Зритель не был в восторге, но оказался явно и очевидно заинтригован. Наверное, придя домой, обязательно скажет знакомым заветное «посмотреть можно». А ведь он увидел не «исторический блокбастер», который как будто робот снял, но самое настоящее дикое, непричёсанное русское авторское кино!
Алексей Мизгирёв – режиссёр мрачный, жестокий и романтический, любит рассказывать историю сильных и страстных людей, преступающих закон («Кремень», «Бубен, барабан», «Конвой»). Как правило, сам пишет сценарии своих фильмов. До сих пор обращался к наличной действительности, но «Дуэлянт» погружает нас в обстоятельства позапрошлого века, и основные события происходят в 1860 году в Санкт-Петербурге.
Из нынешнего – довольно чистенького и модненького города – режиссёр с художником А. Понкратовым выкроил угрюмую готическую столицу. (Конечно, что-то нарисовали на компьютере, но совсем без натуры было не обойтись.) Петербург – весь в строительных лесах, по которым могучие мужики с обнажёнными торсами волокут мешки. Чавкает грязь под колёсами громоздких карет (в одной из которых наёмный дуэлянт Яковлев-Колычев лишает невинности княжну Марфу Тучкову). Несколько раз в кадре хлещет крупный дождь, и происходящее начинает напоминать Арканар – страну вечного дождя из фильма Германа «Трудно быть Богом». Ни цветов, ни животных – сплошь мрачные (но красивые) мужчины, заряженные первосортной агрессией. Десятки превосходных экземпляров оружия (всё настоящее, старинное, и это в кадре живо чувствуется).
Противостояние развёртывается между наёмным дуэлянтом (стреляется за других, что допущено дуэльным кодексом) Яковлевым-Колычевым (Пётр Фёдоров) и демоническим графом Беклемишевым (Владимир Машков). Беклемишев – негодяй, живущий за счёт женщин, Яковлев-Колычев – человек благородный, но убийца. Так уж вышло. Что, разве не бывает? Ввергнутый в пучину бед, наказанный шпицрутенами дворянин Колычев с каторги бежал, попал к алеутам, был вылечен и заговорён ими от гибели. По чужим документам прибыл в Петербург и занялся дуэльным ремеслом – убивал за деньги, но не знал, кто эти деньги платит. Завалив пять дворян, Яковлев-Колычев заинтересовался происходящим. И выяснил ужасное! Платит тот самый Беклемишев, избавляясь от кредиторов и конкурентов. Последний заказ – брат княжны Тучковой, трогательный чистый юноша (Павел Табаков, похож на маму, кому любопытно). Перед героем встаёт нравственный выбор! Деньги уплачены, убивать или не убивать? Тем более внезапно пришла любовь – к княжне Марфе Тучковой…
Всё это – в богатых сумрачных интерьерах ампирных и барочных дворцов – разворачивается с хорошей скоростью, без всяких гламурных красивостей, без «акунинщины», с отчётливым личным отношением автора-режиссёра. Нельзя снять фильм и не высказать себя, и когда мы видим на экране безжизненную дрянь, это тоже – плод «души» тех, кто это снял. Но градус своеобразия фильма Мизгирёва для прокатного кино необычен. Он страстно верит в свои фантазии, и мрачный драйв его картины своей искренностью захватывает даже помимо воли смотрящего. Как во всякой готике, в фильме много крови, но жестокость Мизгирёва – не игровая, постмодернистская, а настоящая, первобытная, нутряная. Мир жесток! И всегда был жесток, и дуэль – узаконенное убийство, пусть и гарнированное элегантными обрядами и словами про «честь». Конечно, с обрядами было покрасивше. Но тот парень, что сегодня заваливает из травматики на парковке гражданина, посмевшего ему помешать, – глубокий родственник проклятого графа Беклемишева (Машков в этой роли сдержан и весьма убедителен, к тому же ему очень идут небольшие аккуратные баки по моде позапрошлого века). «Мне нельзя говорить нет!» – надменно вещает граф, и это, конечно, лозунг русской мужской агрессии. Она отвратительна, но без неё империя бы не выжила, Петербург не был бы построен, и ни одна война не выиграна. Выбор, однако, существует: между агрессией безграничной, откровенно демонической – и агрессией вынужденной. Когда парень просто вот – запутался… Убил пятерых, но – в душе-то он хороший…
Пётр Фёдоров успешно делит с Данилой Козловским лавры молодого активного героя кино, и вообще мужской состав «Дуэлянта» неплох по фактуре (актёрские достоинства выяснить трудно, так как роли в современном кино обычно одномерны и не развиваются в ходе действия). Хуже дело обстоит с женским составом. Конечно, я понимаю, что художникам по гриму невозможно уговорить актрис, играющих в исторических фильмах, отказаться от туши для ресниц и помады. Ведь так, как размалёваны наши актрисы сегодня, в позапрошлом веке красились только проститутки, да и то не все. Но как же получается: пистолеты настоящие, а лица актрис? Ангел-княжна Тучкова, разве не стоило её и загримировать под ангела, обойтись без чёрных век? Мизгирёв не подражает Герману буквально, но явно имеет его в уме, так что бы сказал на это Герман?
Итак, дикое авторское кино вырвалось в прокат, но это закономерно. В рекламе «Дуэлянта» указано, что кино прибыло «от продюсеров «Левиафана» (т.е. С. Мелькумова и А. Роднянского). Умелые продюсеры, ничего не скажешь, – преспокойно впарили зрителю абсолютно не фастфуд, но своеобразное произведение мрачного современного автора. Нет сомнения, что Алексей Мизгирёв теперь на пороге хороших предложений от продюсеров телеканалов. Выходит, так сказать, из секты артхауса на большую дорогу!
Ничего, не страшно. Он же выходит по-русски – с кистенём.