Аргументы Недели → Культура

Как женщины растерзали мужчину

, 08:32 , Писатель, критик, драматург

В Центральном академическом театре Российской армии (ЦАТРА) состоялась премьера спектакля «Этот безумец Платонов» по ранней пьесе А.П. Чехова, которая даже не имеет точного названия (её называют то «Платонов», то «Безотцовщина»). Постановка режиссёра Александра Бурдонского удалась – премьера шла слаженно, в хорошем бодром темпе, действие неоднократно прерывалось аплодисментами. Тема спектакля грустна и очень понятна русскому человеку.

В центре всех происшествий – несчастный школьный учитель Михаил Платонов (Игорь Марченко). В отличие от Платонова А. Калягина из знаменитого фильма Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино», Платонов И. Марченко совсем скромный, ничем особо не примечательный человек. Ничего героического, романтического – эдакий «типичный представитель» со славянской внешностью. Глаза, правда, незаурядные – живые, светлые, страдающие. Человек задумчивый, склонный винить себя, с развитой совестью. И есть у него роковая особенность – чувствовать женщину, откликаться на её призыв. Трагедия в том, что Платонов один, а женщин много. Никакой самый добрый и сильный человек не вытянет на себе тяжкий груз их страстей, надежд, иллюзий и упований...

Первое действие спектакля, происходящее в усадьбе генеральши Войницевой, режиссёр решил как карнавал – гости появляются в маскарадных костюмах, то перед нами Пьеро, то вельможа в пудреном парике, то венецианская красотка, то «русская народная» парочка (это как раз Платонов с женой). Карнавал затеяла великолепная хозяйка, Анна Петровна (в этой роли – Людмила Чурсина), и она царит, правит балом, ведь в этом мире женщине вроде бы поклоняются. Во всяком случае, говорят об этом. Да только всё это пустое – женщинам надо не поклонение, а нечто другое, что они думают добыть из Платонова. Никто в этой ситуации не унижен, не осмеян, тем не менее зал частенько смеялся, настолько очевидно было для зрителя то, чего отчаянно не понимали героини. Занятые только своей душевной жизнью, они не видели и не слышали реального человека. В таинственных глубинах их красивых головок зарождается то, что исключительно важно для них (любовь) – и не нужно ни миру, ни учителю Платонову.

Фото Центральный Академический Театр Российской Армии / Facebook

Генеральша Анна Петровна хочет взять Платонова по-военному, прямым штурмом. «Крепость пришла взять! – сокрушается учитель. – Пойми: я не крепость, я страшная слабость!..» Чурсина старше своей героини, но в данном случае это никакого значения не имеет. Важно, что перед нами изумительная статная дама, эдакое старшее женское божество – и при этом она смешная, нелепая, несчастная женщина. Во втором действии, когда карнавальные костюмы уже сброшены и персонажи являются в «обычных» для конца позапрошлого века платьях (художник по костюмам – Андрей Климов, и это удача), есть трогательная сцена. Платонов и генеральша, оставив любовное сражение, душевно, по-приятельски выпивают, и роскошная помещица просто, по-бабьи жалуется на жизнь, перебирая гитарные струны, – дела нет, детей нет... За все нехватки в женских жизнях должен ответить бедный герой!

Жена Платонова – Саша (Мария Шмаевич) – кажется поначалу добродушной, недалёкой хозяюшкой, но стоит ей узнать об измене, и перед нами классическая психопатка мелодрамы. О прощении мужа и речи быть не может – оскорблённая жена удаляется кончать с собой. А очаровательная любовница Платонова Софья (Анастасия Бусыгина) невыносима из-за непомерной требовательности и идиотских порывов куда-то в «новую жизнь». Мало того: к ним, убивающим Платонова, присоединяется и обворожительно-глупая девушка Маша (Елена Сванидзе) – и она мигом влюблена, и ей нужна своя порция страстей и страданий. Наш герой уже еле ногами двигает, кричит: «Я болен! Болен я!» – никто не слышит, не откликается. Декламируют о своём, требуют, проклинают, умоляют. А человек, невольно вызвавший эти бури, гибнет...

В спектакле ЦАТРА «Этот безумец Платонов» видно зрелое мастерство, всегда сопряжённое с чувством меры. Слаженный актёрский ансамбль. Никакой вульгарности, нет уклона ни в архаику (спектакль довольно динамичный), ни в пошлое осовременивание. В начале и в конце звучит голос Лемешева, поющего «В сиянии ночи лунной...», во время действия периодически возникают романсы или куплеты из оперетки, но всего этого немного, и всё это уместно. Простые и стильные декорации художника Валерия Фомина составлены из обычных столов и стульев, вполне в русле настроений этого сезона (денег мало, и богатых спектаклей почти нет). Не понимаю, чем Александр Бурдонский провинился перед критикой круга «Золотой маски» (кажется, они вообще никогда не заходят в ЦАТРА), – я провела отличный вечер на его грустном и элегантном спектакле. Даже стала размышлять: если хорошо знать женщин, возможно ли им поклоняться? Или: что делать мужчинам, если в них есть способность откликаться на женский призыв, как им остаться в живых?

Зрелый Чехов сказал бы, что надо работать. Чехов юный, который написал о бедном Платонове, этого ещё не знал.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram