Аргументы Недели → Культура № 50(491) от 29.12.15

Где-то между «чуток» в «в стельку»

, 09:38 ,

Сергей ЛАВЫГИН учился в Высшем театральном училище им. Щепкина. Играл в московском ТЮЗе. Его первые заметные роли в кино – в сериалах «Лапушки» и «Записки экспедитора Тайной канцелярии». Широкую известность Сергею Лавыгину принёс сериал «Кухня», где он сыграл повара Арсения Чуганина. Зритель полюбил и персонажей актёра в комедии «Горько!» и в сериале «Мамочки». На днях в российский прокат вышла новая комедия режиссёра Жоры Крыжовникова «Самый лучший день», где Сергей играет одну из главных ролей.

- Ваш герой в новогодней комедии «Самый лучший день» – невезучий человек и горький пьяница. Чем вам была интересна роль?

– У моего героя жизнь действительно невезучая, но главное – он сам ничего не делает для того, чтобы её изменить. Не желая совершать какие-то поступки, переламывать ситуацию, он вследствие безволия проваливается в алкогольные ямы. Алкоголь нужен моему герою как допинг. От своих страданий он испытывает удовольствие. «Я сейчас буду страдать!» – объявляет он себе и всему свету. И начинает пить. У нас же часто вмазывают с горя: чтобы испить чашу до дна, прочувствовать всё до самого конца, до физической боли… Подобными метаморфозами, а также здоровым юмором мне эта роль и была интересна.

– Когда играешь пьяного, важно не перейти грань, не перегнуть палку, верно?

– Верно. У меня по роли были всякие состояния. И в этом был свой актёрский интерес: не пребывать всё время в одной «стадии опьянения», а играть оттенки и нюансы. Потому что при том или ином количестве выпитого человек себя, как известно, по-разному проявляет. Например, «50 грамм» вообще не надо играть. «200» – здесь с человеком уже происходят некие изменения. «400 грамм» – изображаем беспричинное веселье, взрыв азарта, темперамента, буйства. После «600» граммов человек может измениться до неузнаваемости…

Бытует мнение, что для простоты исполнения алкогольного опьянения актёру стоит выпить по-настоящему, и тогда ничего играть не придётся. Заблуждение! Актёрский организм – это инструмент, который должен быть чётко настроен для точного выполнения поставленных перед ним задач. Если ясность ума нарушается, можно потерять контроль. Существует такой актёрский анекдот. Молодой артист подходит к народному артисту и просит совета: «Иван Иваныч, в первом действии мой герой должен быть немного пьян. Как бы правильнее это сыграть?» «А чего тут играть? – отвечает мэтр. – Иди в буфет и выпей грамм триста!» Молодой артист согласно кивает и продолжает: «Во втором действии мой герой должен быть сильно пьян. Как тут-то сыграть?» – «И тут играть не надо. Иди в буфет и выпей ещё триста!» Молодой снова кивает. «Иван Иваныч, но в третьем действии мой герой должен быть трезвым! Как тут быть?» – «А вот это, милок, нужно сыграть!»

– Кстати, о народных артистах. На съёмочной площадке вы столкнулись с такими корифеями, как Инна Чурикова, Михаил Боярский, Елена Яковлева. Мастера заставляли держать высокую планку в работе?

– Безусловно. Вообще работа с такими актёрами – подарок судьбы. Я даже сам себе тихонечко завидовал. Что интересно, при первой встрече с Инной Михайловной выяснилось, что мы учились в «Щепке» у одного и того же преподавателя. При ней тогда только начинала работать в училище Людмила Викторовна Цукасова. А когда учился я, Цукасова уже была мэтром, заслуженной, уважаемой, всеми любимой. Такая получилась неожиданная связь поколений. Это нас сразу соединило с Инной Михайловной, она тут же сказала: «Давай-ка всё обсудим у меня в вагончике! А заодно текст пройдём». Чурикова очень скрупулёзно относится к работе. Некоторые страницы сценария – я сам видел! – были исписаны её шариковой ручкой вдоль и поперёк. Замечания, предложения, какие-то мысли… Старая школа – основная работа происходит не на площадке, а задолго до: в разговорах с режиссёром, в репетициях, дома.

– Сергей, известность к вам пришла после сериала «Кухня», где вы сыграли «повара-универсала». Видимо, ваши домашние сейчас не нарадуются – есть кому заняться новогодним столом?

– Вообще первое, что сделали продюсеры «Кухни», – отправили нас на кухню настоящую. И мы каждый день ездили туда как на работу, в эту огромную заводскую столовую. Людей на обед приходило много – где-то 1200 человек. Кухня была небольшая, меньше, чем та, в которой мы потом снимали сериал. Там всё кипело и шкворчало, как в сталелитейном цехе!

Поначалу нас учили элементарному, например, как держать нож. Без подобных профессиональных навыков входить в кадр невозможно. Мы чистили картошку и лук, резали овощи до умопомрачения, разделывали рыбу, птицу, мясо. Все пальцы себе изранили! Зато наловчился великолепно шинковать! На съёмках «Кухни» мне подарили огромный шеф-нож, и сейчас дома я показываю им мастер-класс по шинковке. Салаты и всё, что потребуется моим домашним, нашинкую по высшему поварскому разряду! Но нести ответственность за новогодний стол отказываюсь. Должен вас разочаровать, по-настоящему готовить я на съёмках так и не научился. За всё, что варилось, парилось, тушилось, жарилось, отвечали настоящие повара.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram