Второй день IV Санкт-Петербургского Международного культурного форума был отмечен знаковым событием – открытием после капитального ремонта и реставрации Цирка на Фонтанке, которому ныне возвращено его историческое название – «Цирк Чинизелли», 200-летие которого отмечается в этом году.
По словам художественного руководителя цирка Вячеслава Полунина, открытие арены стало одним из значимых событий IV Санкт-Петербургского культурного форума. Для его участников было организовано особое представление, в котором после 26-летнего отсутствия в России на арену вышел легендарный Олег Попов.
Впрочем, горожанам не стоит расстраиваться, у них будет шанс увидеть «солнечного клоуна» в представлениях, которые пройдут с февраля по март. А в новогодней программе «Бал Чинизелли, или 1001 Золушка» зрителей ждёт немало интересных сюрпризов. Кстати, чтобы попасть на представление, нужно будет пройти специальный дресс-код. На балу дамы будут одеты в платья, подаренные феей, а мужчины – с роскошными усами Чинизелли. Новогодняя программа пройдёт с 18 декабря по 10 января, будет дано 50 спектаклей.
«Бал Чинизелли, или 1001 Золушка» станет уникальной программой. На манеж выйдут сказочные животные: крылатые кони Королевского цирка Гии Эрадзе, чёрные голуби и белые вороны. А персонажей сказки Перро сыграют мастера клоунады со всех концов света: в роли Золушки предстанет Алиса Олейник.
«Исполнителя роли Принца, – рассказал Вячеслав Полунин, – я долго искал по миру и в результате пригласил Жюльена Коттеро – самого значительного из молодых клоунов, это человек с фантастическим и нежным юмором. Роль мачехи сыграют Николай Терентьев, участник знаменитого номера «Блю канари», и «самая смешная женщина на планете», талантливая «сумасшедшая» Лора Херц».
На только что завершившемся Санкт-Петербургском культурном форуме Вячеслав Полунин затронул и проблемы отечественного цирка. В частности, он говорил о том, почему цирк остаётся, а российские клоуны исчезают с манежа. «Для этой дискуссии на форуме мы собрали феноменальную команду. Например, пригласили знаменитого клоуна, выступающего в провокационной манере Лео Басси, публика вжимается в кресла, когда он на арене. В жизни он нежнейший и добрейший человек. Он рассказывал о психологических аспектах профессии клоуна. К нам приезжал «Король дураков» Джанго Эдвардс, придумавший знаменитый «Фестиваль дураков» в Амстердаме. Он провёл мастер-класс для более чем 40 клоунов «Росгосцирка». Отдельно на форуме была представлена женская клоунада: две выдающиеся представительницы профессии – Гарди Хютер и Лара Херц. И, конечно, в дискуссии приняли участие все звёзды российского цирка», – рассказал «АН» Вячеслав Полунин.
По его словам, падение интереса к цирку происходит не только в России. Он связывает это с тем,что цирк как явление уже к 70-м годам стал неинтересен интеллектуальной публике. Остались только бабушки и дети, которым было достаточно встречи с животными. А язык был старым, и темы были старыми. Поэтому молодёжь перестала ходить на представления, мало в цирке среди зрителей стало и иностранной публики.
«Люди один раз отведут ребёнка на представление и больше не идут туда. Вот тогда и стали появляться новые явления, такие как цирк «Зингаро». Чтобы появился новый язык, нужны новые явления, а для этого нужно создавать условия для артистов, которые работают по новым направлениям. К сожалению, вынужден признать, что на протяжении последних 30 лет – это началось, наверное, в 70-х годах – клоуны стали покидать цирковые манежи. Ушли на улицу, в театр, кабаре и другие места. И там освоились, прижились. Сейчас появилось ощущение, что их пора возвращать в манеж», – говорит Полунин.
Генеральный директор Большого Московского государственного цирка Эдгард Запашный считает, что в проблемах, поднятых Полуниным, во многом виноват «Росгосцирк».
«К сожалению, надо говорить правду, компания «Росгосцирк» как главная цирковая компания в мире, как самая большая очень небрежно относится к своим кадрам. Я недавно разговаривал с замечательным клоуном Владимиром Комардиным, заслуженным артистом России, который уволился из этой организации, проработав в ней 30 лет. Я спросил у него, почему вы уходите? На что он ответил, что за год он отработал всего 2,5 месяца. А остальное время сидел без денег. Вот почему так происходит? Почему профессиональный артист, который способен работать с любой публикой, сидит без работы?» – возмущается Запашный. Он считает, что «Росгосцирк» обязан не просто обеспечивать артистов работой, но и создавать условия для воспитания молодых кадров, создавать базу, для того чтобы мэтры могли делиться своим опытом.
«Эта компания имеет всё для этого – и деньги, и кадры. Но она не сохраняет мастеров. Ведь клоун – это как хорошее вино: чем старше, тем он дороже становится, потому что опыта набирает, юмор фильтрует, учится взаимодействовать с публикой. Он расцветает только к 40–50 годам, Вспомните Карандаша, Юрия Никулина, Олега Попова. Они ведь именно в этом возрасте могли делать со зрителем всё что угодно. Потому что знали все тонкости: как работать с утренней и вечерней публикой. Ведь даже одни и те же шутки надо по-разному играть. Конечно, я всё ещё жду некоего творческого прорыва от Полунина, который только озвучивает эту проблему. Мы все надеемся на работу его «мастерской», – говорит Эдгард Запашный.
Кроме того, знаменитый дрессировщик уверен: чтобы цирк сделал прорыв вперёд, нужно перестать жить воспоминаниями о прошлом, перестать плыть по течению: «Великие мастера цирка сделали большое дело – толкнули наш цирк вперёд. Мы должны подхватывать эстафету и нести это дальше. Я сторонник того, чтобы больше делать и меньше говорить».