26 и 28 сентября в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие после реконструкции Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова. Хлопоты и тревоги о том, как будет выглядеть театр, позади, впереди – тревоги куда более высокого калибра.
26 сентября в день юбилея драгоценного народного артиста Олега Басилашвили, открывать обновлённый БДТ прибыли начальники: премьер-министр Медведев, губернатор Полтавченко, министр Мединский и другие официальные лица. Народ толпился на улице за ограждениями и выражал разнообразные чувства. В основном радость. Конечно, она была обращена не к Медведеву, а к появлению А.Б. Фрейндлих с чёрно-белым котёнком в руках (был запущен в здание первым как магический талисман).
28 же сентября (когда предполагали Путина, но его не было) состоялся вечер открытия: светское общество слушало поздравления, а затем продегустировало технические возможности сцены и что-то вроде литературной композиции в исполнении труппы БДТ.
Сама реконструкция – она, на мой вкус, безупречна. Потому что её как будто и не заметно. Просто всё чисто, красиво и нигде не пахнет новоделом. А ведь изменения существенные – например, вместо 1200 мест сделалось 750 (вроде как убрали один ярус и расширили проход между рядами в партере). Не знаю, хорошо ли это (зал лишился 450 потенциальных зрителей), но будем реалистами – это в товстоноговский БДТ публика рвалась как бешеная и на популярных спектаклях забивала даже и третий ярус. А как дела пойдут при новом руководстве, ещё неизвестно.
Синий бархат элегантно доминирует в оформлении большого зала, золочёные кисти драпировок и прочие богатые детали как бы покрыты благородной тускловатостью. Главный художник БДТ, дивный Эдуард Степанович Кочергин, курировавший реконструкцию театра, не допустил никаких эстетических преступлений. Это действительно реконструкция, то есть восстановление, а не новодел под маской реконструкции.
А вот приветствия и поздравления меня несколько смутили. Из всех руководителей театров и главных режиссёров, что есть в городе, БДТ поздравил лично только Валерий Фокин, худрук Александринки. Не увидела я в зале и тех режиссёров, кто работал в БДТ в разные годы, ставил спектакли, и неплохие спектакли, – скажем, Г. Дитятковского, А. Прикотенко, Г. Козлова, А. Праудина. Надеюсь, нынешний худрук БДТ Андрей Могучий помнит о них, видел их спектакли и планирует призвать снова – ведь не собирается же он в одиночку поднять такую махину? Впрочем, Могучий для меня – полная загадка, я даже гипотез выдвинуть не могу, поскольку никакой содержательной информации о художественной программе БДТ мне не попадалось. Одна пустая болтовня псевдокритиков.
Ещё больше смутило (и не только меня) представление под названием «Возвращение», исполненное труппой театра. Вначале рабочие в робах и с фонариками на лбу бродили по затемнённой сцене. Они вздымали полотнища, на которые проецировались кадры из спектаклей БДТ, несинхронно подзвученные голосами товстоноговских артистов. То есть звукоряд не совпадал с видеорядом, и будем надеяться, что это была такая задумка, а не оплошность. (Могучий вообще любит разрывать логические связи, так ему, наверное, кажется интеллектуальнее.) Речь велась исключительно о спектаклях Товстоногова (период жизни театра после смерти великого режиссёра не упоминался вовсе), и создавалось впечатление, что театр пробыл где-то в изгнании не три года, а полвека. Впрочем, 28 сентября – день рождения Георгия Александровича Товстоногова, так что не будем придираться. Но дальше!
Появился диван, затянутый декоративной паутиной, и под пледом обнаружился Басилашвили с книгой. Он некоторое время обдирал паутину, а потом стал говорить фразами старого слуги Фирса из «Вишнёвого сада» Чехова. Затем пришла Алиса Бруновна в образе Шарлотты из того же «Вишнёвого сада», она тоже обдирала паутину и время от времени от роли Шарлотты переходила к роли Раневской. Постепенно, с фразами из классических пьес на устах, подтянулись и другие актёры труппы по убывающему старшинству – последними, уже бессловесными, на сцену пришли самые молодые. Труппа сообщила, что ждёт фотографа. А всем зрителям в этот вечер были розданы пакеты с логотипом БДТ, в которых лежали простенькие фотоаппараты. Сообразив, в чём «фишка», зрители стали отчаянно фотографировать актёров, не дождавшись отмашки. Получился не слишком дружный флешмоб. Странное зрелище целиком длилось менее получаса.
Я понимаю, что Фрейндлих и Басилашвили такие прославленные артисты, что диван с паутиной – это шутка. Мало того, Фрейндлих и Басилашвили на сегодня – единственный универсальный капитал БДТ, и педагог из Костромы, и учёный из Новосибирска, попадая в Санкт-Петербург, хотят увидеть на сцене только их. Может быть, поэтому постановщику не стоило так банально отшучиваться? Может быть, стоило ему хоть капельку повзрослеть? Кроме того, шутка не первой свежести: рабочие с фонариками и старый актёр, бредящий текстами классических пьес, – всё это уже было придумано А. Могучим, когда восемь лет назад открывалась реконструированная Александринка. В общем, на всём вечере открытия мне почудилась тень некоторой растерянности Андрея Могучего перед новым назначением.
Большой зал, огромная труппа. Всё это должно работать, и работать по профилю – создавать БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР. Не «Товстоногов-центр», не формальный, экспериментальный, актуальный или ещё какой имени чёрта-в-ступе театр. Два направления, которые Товстоногов считал главными для себя, – поиски литературной основы, работа с актёрами – главные ли они для нового руководства театра? Товстоногов был страстным любителем актёров, всюду их разыскивал, заманивал в труппу, потом, бывало, мариновал (на всех ролей не хватало), но не мыслил своих спектаклей без той или иной необходимой ему актёрской индивидуальности. Ведь чтобы хорошо исполнить роль в большой хорошей пьесе, надо быть индивидуальностью, а чтобы бормотать текст в бессвязной «композиции», достаточно числиться актёром в штатном расписании.
Так что тревогу за будущее БДТ можно сформулировать так: в прекрасном обновлённом здании состоится возвращение театра или псевдоморфоз (явление, когда объект, внешне сохраняя форму, принципиально меняется по существу)?
Есть ли «жилка» страстной любви к актёрам у Могучего, я не знаю. Человек он творческий, потому и надеюсь на лучшее, потому что на худшее что ж надеяться. Оно к нам и так придёт, без всяких на то пожеланий.