Аргументы Недели → Культура № 9(351) от 07.03.2013

«Баба в телевизоре»

, 17:14 , Писатель, критик, драматург

Женщин, постоянно работающих в кадре, немного. Хотя определённая квота есть, да и вакансии бывают – выжить в нашем эфире дано редким птицам особого вида.

Скажем, не получилось вести своё персональное шоу ни у Анастасии Заворотнюк, ни у Нонны Гришаевой. Прелестные актрисы, однако в таких шоу надо как бы выступать от своего лица, иметь мнение, выносить суждения. Мнения-то им написали сценаристы, но контраст между милыми личиками наших красавиц и грубыми мужскими шутками, которые они были вынуждены произносить, был слишком очевиден.

А вот у Анны Ардовой («Одна за всех») всё получилось, потому что она свою личность прячет за десятками масок, без устали изображая тупых кретинок разного сорта. Издеваться над «бабами», высмеивать их глупость и пошлость – это всегда имеет успех, такова психика нации. Ардова сама по себе – нежная, трепетная интеллигентная женщина, но эти её качества эфиру категорически не нужны.

Нежным и трепетным тут не место. (Это вообще искусственная, исторически обречённая порода женщин, которую вывели мужчины, как болонок и мопсов, для отдохновения души.) Но, с другой стороны, если в эфир выпускают какую-нибудь отчаянную «швабру с мотором», такое зрителю тоже не нравится. Требуется определённая лакировка-маскировка, чтоб отросшие у бабы за время жизни в Новой России когти и клыки как-то всё-таки были загримированы. Флёр традиционной женственности обязателен. Без него имеет право фигурировать разве какая-нибудь Василиса Премудрая, у которой «ума палата». Кроме Татьяны Толстой («Школа злословия», «Минута славы»), таких нет. Но кстати, Т. Толстая, хотя и не напоминает нам ни канарейку, ни бабочку, очень даже в своём роде женственна – это тип «строгой госпожи», мечты всякого мазохиста.

А вот преувеличенно женственная Рената Литвинова в телевизоре что-то не удержалась, хотя иногда посещает его, как блоковская Незнакомка кабак. Слишком изысканно, чересчур утончённо, нет форматов для такой индивидуальности. Последний раз я видела её на канале «Культура» в цикле передач про историю женского белья. Всё это прекрасно, но Литвинова может говорить не только про шпильки и бретельки. Это образованная женщина, ей можно поручить что угодно – да хоть передачу о литературе. Может, кто-то заинтересуется, наконец, литературой благодаря дивной Ренате.

Женщины эфира «Культуры» вообще меня смущают. Канал не зависит от рейтинга, хорошо, но от чего он тогда зависит и каким путём туда попадают некоторые загадочные особы? Одна такая неизвестная, с глазами испуганной лани, на ярко-белом фоне и сверхкрупных планах умирала от восторга перед мастерами искусств (разумеется, исключительно мужчинами). Всё это называлось «Белая гостиная». Кто разрешил? Наше искусство сплошь в проблемах, острых противоречиях, спорах и скандалах, – а на канале всё та же мёртвая благость и какие-то «белые гостиные» с неизвестными дамочками. Но как попала в эфир Сати Спивакова («Нескучная классика») – вот тут особых тайн я не вижу. Фамилия Спивакова кажется мне смутно знакомой. И горделивый вид ведущей загадок не представляет. Мне лично больше нравится первая жена маэстро, блистательная Светлана Безродная, руководительница славного «Вивальди-оркестра». Энергичная умница, Безродная могла бы развернуть в эфире настоящую пропаганду музыки, которую и ведёт сейчас на концертных площадках. Но – предполагаю – в культуре есть тайный заговор вторых жён против первых. Если вторая «застолбила место», первая уже не при делах…

А самая заметная женщина современного эфира – это, конечно, непревзойдённая Лариса Гузеева («Давай поженимся»). Помню её по театральному институту в Ленинграде – тонюсенькую, смешливую, добродушную. Какое же пекло прошла наша «бесприданница», чтобы предстать теперь всезнающей матроной, прожжённым и просолённым штурманом житейского моря! Очень показательная метаморфоза. Гузеева по-прежнему красива, эффектна, однако эта зрелая красота, как броня танка, наглухо закрывает нежную душу, которая некогда смотрела на зрителя глазами несчастной героини «Жестокого романса». Когда сегодня Гузеева медленно поворачивает глаза на очередную жертву, тут не надо быть мазохистом, чтобы почувствовать трепет – и дрожь радости, что эти казнящие-разящие глаза («что ты мелешь, идиот??») смотрят не на тебя.

Гузеева – классический случай «когтей и клыков», прикрытых флёром женственности, причём флёр этот сильно просвечивает. Но в арсенале актрисы ещё и бойкость речи, чувство времени и собеседника, юмор, прекрасная дикция, артистизм и вменяемость. Последнее качество выгодно отличает Ларису Гузееву от предыдущего бойца женского клуба – Лолиты Милявской.

И потом Гузеева на своём женском месте – в горячей точке соприкосновения полов. Приветствовать женщин, подвизающихся в иных областях, зритель пока не привык.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram