У телеканала «Культура» есть преданные поклонники. И есть убежденные противники, считающие, что канал в его нынешнем виде не жизнеспособен: вялый и хаотичный, он обслуживает интересы узкой тусовки профессионалов. Но большинство зрителей к существованию этого канала просто-напросто глубоко равнодушны. Как это преодолеть? Недавно на канал назначен новый генеральный директор - С. Шумаков. А его первый заместитель - друг нашей газеты, известный театровед, автор программы «Мой серебряный шар» Виталий ВУЛЬФ.
- Виталий Яковлевич, каковы, на ваш взгляд, основные достоинства и недостатки канала «Культура»?
- Я долго был в сомнении, принимать ли мне это новое назначение, ведь я был далек от этого канала, они меня никогда к себе не приглашали. Они выстраивали как бы элитарное телевидение, а «Мой серебряный шар» был изначально задуман как передача для массовой аудитории. Все оказалось и проще и сложнее, чем я думал. На канале «Культура» работают высокопрофессиональные и ответственные люди. Они сами понимают, что нужны перемены.
Вот я открываю перспективный план и вижу, что канал собирается показывать спектакли Фоменко, Гинкаса, Додина. Разве могут у меня быть возражения? Это замечательные спектакли - события театральной жизни. Но ни одного спектакля МХАТа имени Горького с Татьяной Дорониной в планах нет. И спектаклей театра имени Маяковского нет. И много еще чего нет.
- То есть патологическая субъективность, присущая столичной критике, перешла и на вкусы канала «Культура»? Одним море эфира, другим отказано в праве даже на скромное внимание?
- Не столько субъективность, сколько узость. Я думаю, нельзя зацикливаться на коротком списке одних и тех же режиссеров и актеров, надо этот список расширять. Да все надо расширять - и темы тоже. Иначе зритель так и останется полностью равнодушным к каналу. На «Эхо Москвы» расхваливают передачи Анатолия Смелянского как великие и грандиозные, а доля у этих передач - 1,2! Я не против передач Смелянского, но с такой долей мы потеряем канал, он погибнет. Мы обсуждали эти проблемы с генеральным директором канала Сергеем Леонидовичем Шумаковым, первоклассным менеджером, которого я знаю много лет. И первая идея, которая пришла Шумакову, - это снова показать выдающийся фильм Олега Дормана «Подстрочник» с Лилианой Лунгиной.
Эта картина о судьбе женщины и судьбе страны будет идти весь февраль, и в первый же день показа доля была 7,6! Для канала «Культура» это огромная цифра. Мы сняли пылившийся несколько лет на полке фильм Михаила Козакова «Очарование зла» о русской эмиграции, пошедшей на службу в НКВД. Картина неровная, но исключительно интересная и своей темой, и актерскими работами - как прекрасна, к слову сказать, Галина Тюнина в роли Цветаевой! В первый день показа «Очарования зла» доля была около 8.
Вот какая проблема - этот канал нельзя делать массовым, он потеряет тогда всякий смысл, но его надо расширять, оживлять. Надо идти на контакт с аудиторией, искать портреты и судьбы, в которых есть элементы загадки, приключения, тайны. Да, есть интеллигенты, которые смотрят только этот канал, но я считаю, что он может стать интересен более широкому кругу зрителей, не скатываясь в пошлость.
- Я как раз не принадлежу к числу поклонников канала «Культура». Я не вижу в нем ни одной профессионально сделанной передачи о кино, театре, литературе. Считаю кинопоказ и показ спектаклей хаотическим, список допущенных к эфиру - тусовочным. Когда мне приходится встречаться с читателями, они жадно требуют сказать, объяснить, куда ходить, что смотреть, и я понимаю, что даже минимальной «навигации» канал «Культура» не делает. Будут ли в этой области какие-то подвижки?
- Со временем обязательно. Пока мы с Шумаковым придумали, как внести больше жизни, больше дискуссии в работу канала. Мы покажем два спорных спектакля, у которых есть и рьяные сторонники, и активные противники - «Дядю Ваню» Р. Туминаса в театре имени Вахтангова и «Дядю Ваню» А. Михалкова-Кончаловского в театре имени Моссовета. А потом устроим послесловие - обсуждение этих спектаклей, их смысла и художественных достоинств. Я бы хотел, чтобы такие послесловия‑обсуждения спорных, но заметных явлений в искусстве были постоянными. Это повышает тонус эфира и привлекает зрителей.
- История с Лилианой Лунгиной показывает, как зрителям интересны и важны незаурядные люди с трудной судьбой. Не стоит ли таких людей снимать «впрок», создавая своеобразную «фильмотеку судеб»?
- Конечно, это обязательно надо - снимать рассказы выдающихся людей о своей жизни. Я бы первым делом поручил снять Марка Захарова и Галину Волчек. Это умные люди, прошедшие долгую дорогу в искусстве, их бы смотрели многие. Для меня вопрос - что делать дальше каналу «Культура». «Подстрочник» и «Очарование зла» требуют какого-то равноценного продолжения, а это не может быть сразу.
Канал сейчас не авторитетен, он пользуется вниманием слишком малого числа зрителей. Я говорю это с огромным сожалением. Вот мы сделали на днях трансляцию из МХТ имени Чехова юбилейного вечера, посвященного Чехову. Вечер был придуман и сделан на отлично! Прекрасно читали письма и М. Пореченков, и А. Белый, и Д. Назаров, с большим вкусом подобрали отрывки из старых спектаклей, блистали Алиса Фрейндлих, Алла Демидова и многие, многие. А доля - 1,4. Совсем ничего. Канал явно нуждается в рекламе своей продукции, в преодолении отношения зрителей к своей родной культуре как к чему-то чужому и непонятному.
- Вы сказали, что картина М. Козакова несколько лет пылилась на полке. Знаете, это страшно - такое отношение телевизионных менеджеров к тем, кто делает искусство. Я боюсь, что большинство этих высокомерных людей просто-напросто НИЧЕГО НЕ СМОТРЯТ. Ведь и фильм, которым сейчас так гордится канал - то есть «Подстрочник», - никому не нужный пролежал чуть не десять лет!
- Нет, Сергей Шумаков все смотрит, и смотрит сам. Это реальный работник с огромным опытом. Таких историй, как с «Подстрочником», с ним быть не может. Каждую среду мы собираемся на летучку и говорим об одном - как развиваться. Как выходить за пределы интересов маленького кружка - на воздух, к людям.
- Дай бог!