Аргументы Недели. Челябинск → Культура 13+

И боль вдвойне поэту достается…

, 08:13

И боль вдвойне поэту достается…
На Фото: Янис Грантс

Прав был Алексей Карельский, написавший:

Душа поэта для других потемки,

Что в ней творится, ведает лишь Бог.

И боль, и счастье как в головоломке.

Все в ней смешалось, жизнь-переполох…

Попробую и я, поставить эксперимент, и заглянуть в душу моих друзей, известных поэтов: Елены Володько, Светланы Кириченко и Яниса Грантса. Может быть и не напугаюсь:

- Стихотворцы любят жаловаться на то, что поэзия сегодня умерла, или умирает, что поэзия интересна только узкому клубу поэтов, читающих друг друга. Это кстати очень заметно в соцсетях… Но поэзия, как самостоятельный жанр, умерла ещё в Античности, когда первые драматурги объединили поэзию и театр. Когда написание стихов стало простым упражнением для драматурга, лишь приложением к сценической поэзии. Не считаете ли вы, что и сегодня написание стихов просто своеобразная мозговая разминка….

Янис Грантс: 

Как правило, вопросы задают, чтобы услышать ответ. Вы же сами и задаёте, и отвечаете. Если у вас есть убеждение, то нужно ли вам моё мнение?

Первое: я не слышал жалоб ни одного стихотворца по поводу смерти поэзии. Есть, конечно, размышления серьёзных людей на почти этот счёт, но они не про смерть, а про видоизменения (эволюцию, так сказать). То есть – куда мы, граждане-поэты, катимся? Второе: про узкий клуб читателей – согласен. Только не вижу в этом проблемы: изначально ясно, что книга – это не эстрадная песня, поэтому никто не будет караулить тебя у дома, чтобы попросить автограф. Третье: про несамостоятельность поэзии – не понял. Ну, подумаешь, были Аристофан и Шекспир.

Разве с тех пор лучшие стихи перекочевали на сцену, а остальные погибли? Вовсе нет. Более того, пьеса в стихах сейчас – исключение, а не правило. Стихи же широко бытуют в книгах и на поэтических вечерах. Четвёртое: стихи – мозговая разминка? Иногда. Но в целом и общем это не кубик Рубика. Стихи – это попытка изменить мир (провал), изменить себя (почти провал), памятник своим надеждам или своей гибели (об этом я говорил много раз).

 

И боль, и счастье, как головоломка….

- Мне интересно и ваше мнение, Светлана:

 Светлана Кириченко:

- Совершенно верно Вы говорите: поэты слушают и читают друг друга. Узкий круг. «Мозговая разминка»? Возможно, отчасти это и так. Пример из жизни. Однажды я поучаствовала в сборнике стихов о любви. Сбор авторских материалов издательство осуществляло через интернет. Когда я получила сборник в виде книги (300 страниц), поняла, что никакого отбора стихотворений не было – напечатали всех, кто прислал свои строчки. Пролистала по диагонали, нашла три-четыре стихотворения, поставила на книжную полку. Больше в таких мероприятиях не участвую.

- Но приславшие свои вирши, то довольны. Вот так и раскупается весьма небольшой тираж…

- А я вот о чем хочу сказать: написать стихотворение, поэтическое произведение – это значит отдать то, что имеешь сам, и отдать то, что тебе дано вдохновением через опыт, наблюдение, сопереживание или страдание и т.д. Но невозможно отдать то, чего у тебя нет…

Вероятно, обилие информации и возможностей нашего времени исключают или сводят к минимуму потребность или желание «погрузиться» в какую-то тему… Может быть, тот, кто глубоко переживает, не может писать стихи, а тот, кто «плывёт» по жизни не глубоко – легко пишет в рифму, но понимает, что его творчество мало кому интересно… А поэзия в своём высшем предназначении, в какой-то недосягаемой своей вершине…Она ведь служит. Должна служить.  Возможно, звучит высокопарно. Но без высшей планки – зачем?

И боль вдвойне поэту достается…

Светлана Кириченко

- Прекрасно, Светлана, вот хоть ты, в отличие от Яниса не ворчишь, хоть и жизнь православной поэтессы сегодня – это не рай на Земле… А тем более, ты еще и практикующий юрист. Вот такое у тебя растроение непростое в жизни…. Но ты, все равно, чаще улыбайся, тебе это идет….

Елена, в твоих стихах столько страдания…. Нельзя же так…. Так и хочется тебя обнять и пожалеть…

 

Всем сердцем и душой любовь храня…

Елена Володько:

Владимир, я считаю, что у большинства поэтов (писателей) трудная судьба и тяжелый характер, потому как спокойная, сытая и мирная жизнь к написанию стихов не располагает.

И хотелось бы поддержать сегодня тех, кто пытается быть на "глубине". Особенно уберечь от хейтеров. Причин, почему поливают грязью, полно: вот устал, не выспался, зол на жизнь до непонимания и зависти к таланту. Владимир, а что может обычный обыватель, у которого дом-работа, работа-дом и еще семья, в лучшем случае? (не все такие, конечно). Только плюнуть в лицо да облаять. Но стихи от этого хуже не станут - они уже состоялись. Так что, как говорят:" Собака лает, караван идет!"

Поэзия вечна. И пусть сменяются эпохи, народы, а вместе с ними и поэты, и стихи...

В конце концов, у каждого из комментирующих, у меня и у всех, кто это прочитает, есть и всегда будут скелеты в шкафу, которые каждый из нас стремится спрятать подальше и поглубже. Но каждый из них вылезет наружу, если как следует поискать.

И тогда, дай бог, стать каждому из этих "людей" знаменитым настолько, чтобы после их смерти выходили статьи и биографии об их жизни, об успехах и горьких ошибках.

Лучшее творчество рождается в страданиях и хаос, ведь нет ничего интересного в том, чтобы читать о том, как все хорошо, гораздо более захватывающе наблюдать за преодолением проблем на пути ... Либо подчинению им....

Хил человек! Душеньке
Страшное вечно чудится,
Годы его лучшие
Смыло дождём - распутицей.
 
Мил человек! Верует -
Всё-таки будут праздники:
Кони бегут белые -
Флаги повесят красные.
 
Добр человек - хлопает -
Чудное дитя малое!
Горе зальёт стопкою -
Зрелище одичалое.
 
Слаб человек, батюшка,
Жить всё мечтает в радости,
Коль родился с пятнышком,
Век будет делать гадости.
 
Зверь человек! Мается!
Ищет пропажу - солнышко...
Ты б поспрошал праотца,
В чём жизни суть-то - зернышко? 

И боль вдвойне поэту достается…

Елена Володько

- Янис, еще в прошлом веке стали популярными эксперименты в поэзии, но можно ли сегодня писать философские трактаты в стихах, как первые философы собственно и делали…, или как можно, к примеру, сделать из философского трактата театральное стихотворное представление? Что первично: форма или содержание. Хотя Ульянов – Ленин утверждал, что форма существенна, а сущность формирована….

Что касается философских трактатов в стихах – это, думается мне, блажь чистой воды. Не знаю, как у других, но я, садясь за текст, не знаю, что это будет – философская лирика, или любовная, или гражданская. Я не знаю, возможно ли будет сделать из этого текста какое-то сценическое представление или нет. Меня это совершенно не волнует. Даже больше, когда я писал монологи Раскольникова в стихах для нашего Камерного театра, я не представлял артистов и подмостки. Я писал именно стихи и размышлял примерно так: в театре есть специально обученные люди, которые смогут перенести мои тексты с бумаги в сердца и головы артистов, а те – в сердца и головы зрителей. Но – скорее всего – я так не размышлял, а просто вдохновенно писал.

Это же у классиков марксизма говорится о единстве формы и содержания? Вот, я за единство. А ещё я – за исследовательскую поэтическую работу, которая привела бы к новым формам и невиданному содержанию.

Дина Понедельник

Молодая женщина

Молодая женщина,
В шесть утра пьющая кофе на кухне
Под тиканье настенных часов.

Больше ничего и не надо.
Ни красок.
Ни деталей кухни.
Ни примет молодой женщины.
И мыслей молодой женщины тоже не надо.

Молодая женщина,
В шесть утра пьющая кофе на кухне
Под тиканье настенных часов –
Это одиночество.
Это одиночество.
Одиночество
И
Печаль.

 

Анна Лукашёнок

//
мы шли мимо этого места
и я тебя слушал вполуха
и ты мне сказала невеста
а мне показалось старуха
 
и ты мне сказала ворона
а мне показалось старуха
и ты мне сказала влюбленный
а мне показалось старуха

и ты мне сказала свернем-ка
а мне показалось старуха
и ты мне сказала потемки
а мне показалось старуха

и ты мне сказала присядем
на лавочку эту я так устала ходить
запыхалась ветер чертов мороз
крыса тащит синицу смотри
фу какая-то липкая спинка
есть зажигалка открой бутылку
 
а мне показалось старуха
со мной идет вместо тебя

- Прекрасно, Янис, вот и прорвались наконец стихотворные строки сквозь суровую прозу жизни… Мне тоже нравятся смелые стихи, и авторы, которые умело экспериментируют со словами…

 

Такую боль стерпеть не каждому дано…

 Елена Володько:

 - Владимир, а я была и буду сетовать за традиции, за классику, за единство формы и содержания. Если сравнивать фразы: классика несовременна", а современны тату, пирсинг, искусственный интеллект... это практически сказать о том, что Космос несовременный.

Это и о глубине. Космос не может быть современным или несовременным, потому что он всевременен, неисчерпаем. А искусственный интеллект, например, очередной пережиток времени.

Так и классическая литература - это литература о космосе в человеке, то есть о человеке, постигающем космос в себе и в каждой мельчайшей подробности бытия. В классике слово выражает больше, чем его словарное лексическое значение, оно космично. Вспомним, как Гоголь точно охарактеризовал художественный мир Пушкина:" В каждом слове бездна пространства".

Если в классике слова собираются по принципу "много званых, да мало избранных", и это настоящее соборование, то во многих нынешних "поделках" слова тасуются как угодно, их можно легко поменять местами или заменить одно на другое. Поправлюсь, не помню, где читала: " Классика идет по пути Христа - воскрешения. "Современка" выбирает колею "Парфюмера", пытаясь извлечь ароматы из мертвечины".

Ведь классика требует очень много от человека. Чтобы постигнуть глубину, простор, выси и всевременность классических произведений, уж и не говорю о том, чтобы создать их, необходима колоссальная работа души, именно в этом процессе человек становится по-настоящему свободным, развивается и совершенствуется.

Глубина, широта и высь многих пугают. Лучше оставаться на поверхности, расслабиться и плавать рядом с тем самым, что зовется "другим языком". Поэтому и литературный процесс сегодня все больше похож на подледный лов на искусственной ледовой площадке с буфетом и развлечениями. Самое главное - тепло и уютно. Но рыбы-то нет! А нужна ли она?

Мне нужна. И я пытаюсь ее ловить, но, конечно же, не здесь.

Так что классика - она и есть классика в исконном смысле этого слова: образец, эталон, ориентир...

Более того, если внимательно вчитываться в классические произведения русской литературы, то можно найти гораздо больше правды о том, что происходит сегодня, нежели в тех нынешних "поделках", которые пытаются противопоставить классике.

Светлана Кириченко:

Думаю, что содержание первично, а форма следует за содержанием и соответствует ему. Или скорее так: содержание, пока находится в бессловесном состоянии, «диктует», какая ему нужна форма, чтобы оно (содержание) максимально тонко и ёмко воплотилось в стихотворное произведение. Возможно, Вам, Владимир, покажется, что я говорю про какую-то мистику, но, думаю, поэты-поэтессы со мной могут согласиться, если такой опыт у них есть. Стихотворение подобно воде, которая льётся, а сосуд может быть разным. Ещё «форма» стихотворения зависит от эмоциональной амплитуды и того, что называют иногда внутренней силой человека. Да это и видно по поэтической классике: разная энергия и, соответственно, форма у стихов, например, Владимира Маяковского и Афанасия Фета.

А ещё форма зависит от того сколько и какие акценты автору хочется расставить, так, например, размер строки стихотворения может состоять из одного слова и рифмоваться с последующими одно словесными строками, а может количество слов в каждой строке быть от двух до восьми.

Для меня форма стихотворения вначале его написания – это всегда загадка, а конце написания – удивление. Если содержание стихотворения я, конечно, либо предполагаю, либо знаю, то его форма – это чистый экспромт, не планируемая составляющая творческого процесса. И если резюмировать, то форма стихотворного произведения – не главное, какой бы она ни была, потому что, не преувеличивая, не лукавя, могу сказать: это всегда прекрасное состояние, когда поэтически можешь написать то, что хочется поведать кому-то, сначала – бумаге или ноутбуку, потом – читателям, слушателям, чтобы отдать, подарить, поделиться, помочь, разделить, раздвинуть горизонты или стать  ближе, если хотите!


 Пассажир
 
Глаза упрямо
                метали искры:
 Я не пьян,
                 и не стар!
 Пожар
            угасал
                         быстро -
 не взгляд, -
                  а девятый вал!
 Начищенные ботинки,
                         рубашка под ремешок,
 Вместо лица -
                       морщинки,
  сосредоточенность...
                          Шок:
 Тролллейбус ползёт
                       еле-еле
 до парка,
                       средь сосен
                                          где
 музыкой время
                        успеет
 наперекор судьбе
                       выпрямить годы
                                            и спину
 и размягчить
                      взгляд.

Где-то осталась
                      юность,
 молодость кувырком
                     старостью
                     обернулась.
 Не сожалеть о том! -
 Он приказал
                      и исполнил!
 Он едет,
                   чтоб
                          танцевать!
 Взгляд,
            как разряд
                            молний!
 Ему -
            95!
 

написано 03 июля 2022

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram