Внучка всемирно известного челябинского фотохудожника Сергея Васильева, разбирая архивные пленки, обнаружила последнее селфи своего знаменитого деда. Юная хранительница его творческого наследия самостоятельно решает взрослые проблемы, связанные с содержанием частного музея, сотрудничает с организаторами зарубежных фотовыставок и занимается вопросами издательства фотоальбомов.
Справка:АН
Сергей Григорьевич Васильев — самый титулованный фотожурналист не только России, но и мира. Обладатель четырех главных призов всемирного фотографического конкурса World Press Photo «Золотой глаз». Дважды получал приз «Золотой глаз России». Сорок лет работал фотокорреспондентом городской газеты «Вечерний Челябинск». Автор более 50 персональных выставок, проходивших в разных странах. Заслуженный работник культуры РФ. Почетный гражданин Челябинска. Награжден орденом Дружбы.
Жизнь после жизни
Вот уже полтора года нет с нами Сергея Григорьевича. За это время в жизни его младшей внучки Елизаветы Фурдиловой произошел ряд знаковых событий. Она отметила свое совершеннолетие, вступила в права наследства и теперь официально является хранительницей творческого наследия Сергея Васильева и хозяйкой его частного музея «GRAND Фото СВ». А еще Лиза окончила школу, ожидает результатов ЕГЭ и выбирает траекторию дальнейшего обучения, интересуясь языками и менталитетом разных народов. Накануне дня рождения Сергея Григорьевича мы встретились с ней и поговорили о жизни после жизни мэтра отечественной фотографии.
- Как ты обнаружила последнее селфи?
- В свободное время я занимаюсь систематизацией огромного фотоархива. Случайно нашла пленку, отснятую незадолго до ухода дедушки. Отдала в проявку. На пленке оказались переснятые его работы – готовил каталог. И вот такой сюрприз – последнее селфи! Он сделал снимок в лифте. Мне очень нравится этот кадр! Такой необычный и приковывает взгляд, как и все его фотошедевры. Это был его последний выход из дома с фотоаппаратом.
Последнее селфи Сергея Васильева
- Как планируешь распорядиться наследием? Этот вопрос волнует многих людей, знавших Сергея Григорьевича…
- Я готова к сотрудничеству и коммуникациям любого уровня, включая международный. В 90-е годы прошлого века дедушка побывал в творческих командировках в двадцати шести тюрьмах. Англия очень заинтересовалась выпуском альбома такой тематики. Недавно издан четвертый том книги «Татуировки заключенных». И с Италией сотрудничаю по изданию книг, делаем выставки. 16 июня будет день рождения дедушки. Ему бы исполнилось 87 лет. В этот же день мы отметим семилетие музея. Соберу его друзей и коллег. Готовлю новую экспозицию. Появятся фотографии, которые никто еще не видел. Думаю, будет интересно.
- Я слышала, ты столкнулась с серьезной проблемой - накопились большие коммунальные долги?..
- Музей - дело действительно очень затратное. Пока был жив дедушка, он решал все вопросы, ему помогали влиятельные люди, поклонники его творчества. Коммунальные платежи составляют немалую сумму с учетом того, что помещение большое и нежилого типа. А я ведь только школу закончила. Дохода нет и вряд ли будет в ближайшее время, учеба ведь предстоит. Я не то, чтобы прошу безвозмездной помощи. Предлагала различные проекты людям, которые могли бы стать спонсорами музея. Но интерес пока никто не проявил. Отношусь с пониманием. Никто ведь и не должен мне помогать. Ну ничего, буду пытаться справляться своими силами.
Зарубежный интерес
- А за рубежом, несмотря на санкции, интерес не угасает к творчеству Сергея Григорьевича…
- Да, так всегда было. Незадолго до ухода дедушки летом 2021 года нас пригласили во Флоренцию на открытие его персональной фотовыставки. Были куплены билеты. Но дедушка заболел, и мне пришлось лететь одной. Выставка открылась, конечно, но без участия главной персоны события эффект был уже не тот, по признанию организаторов.
- Но ты-то побывала на вернисаже?
- К сожалению, мне это сделать не удалось. Меня задержали на границе Италии и не пустили в страну. Неожиданно возникли обстоятельства непреодолимой силы из-за моего несовершеннолетия. Хотя все документы и разрешения на выезд были предоставлены, я с тринадцати лет летаю по всему миру одна. Но не смогли мы найти общий язык с полицейским на паспортном контроле. Представляете, меня, шестнадцатилетнюю продержали в «обезьяннике» Италии четыре часа! В этот же день меня вернули обратно в Россию. Слава Богу, хоть штамп о депортации не поставили.
- И в Лондоне нынешней весной была его выставка…
- Собственно, ничего не поменялось. И при жизни дедушки интерес к его творчеству больше проявляли за рубежом. Ему ведь даже в свое время предлагали вместе с музеем переехать в Испанию. Дед отказался. Сказал: «Челябинск – моя родина». Хотя родом он не из Челябинска. На свет появился в Чувашии, в самой большой республиканской деревне Малые Кибечи. Но Челябинск очень любил и был предан ему до конца.
Три бюста
- В Чувашии чтят его память?
- Да, помнят, звонят. Даже остались родственники там, периодически общаемся. Но коммуникаций в плане выставок у нас с Чувашией нет. Очень приятно, конечно, что не забывают. В чебоксарском музее установлен бюст Сергея Васильева. Еще два бюста дедушки, тоже созданные известным скульптором его другом Вардкесом Авакяном, украшают музей «GRAND Фото СВ».
- А как Сергей Григорьевич относился к прижизненным памятникам?
- Да хорошо относился! С юмором. Мы всегда рядом с этими бюстами фотографировались. Фотографируемся и сейчас. Очень хорошие талантливые работы! Бюсты шикарные!
- Сергей Васильев успел издать порядка десяти авторских фотоальбомов. На них по-прежнему есть спрос?
-Да. В том числе и в России есть люди, которые дедушку помнят и хотят приобрести альбомы. Недавно отправила в Москву небольшой тираж. Готова откликнуться на любую заявку и отправить альбомы в любой город либо передать при личной встрече. Причем с дарственной подписью. Дедушка всегда говорил: «После моего ухода будешь подписывать альбомы». Правда, каждый раз, когда я их подписываю, испытываю чувство неловкости. Это ведь его творчество. Но такова была воля. Пишу: «От внучки Сергея Васильева в память о моем талантливом дедушке, знаменитом фотохудожнике».
Взгляд в вечность
- А какова судьба легендарного альбома, в котором известные люди под своими снимками, сделанными Сергеем Григорьевичем, делились впечатлениями от посещения музея и писали пожелания?
- Альбом «Почетные гости «GRAND Фото СВ» стал памятным экспонатом музея. Альбом можно полистать, посмотреть. Но я решила не продолжать его ведение. Это ведь была дедушкина задумка и традиция. Это он принимал гостей и их фотографировал. Пусть останется как есть.
- И последний вопрос, Лиза. Тебе дедушка снится? У вас ведь с ним была сильная ментальная связь…
- Снится довольно часто. Мы очень много с ним путешествовали. Я только с дедушкой посетила 17 стран. Снятся фрагменты наших прогулок по Чехии, к примеру. Мы и втроем с мамой часто бывали заграницей. Нас втроем тоже часто вижу во сне. …Надеюсь, они сейчас вместе.
- Как выглядит Сергей Григорьевич в твоих снах?
- Примерно так же, как на своем последнем селфи. Всегда с фотоаппаратом и со смешным чубчиком, взбудораженным ветром. Творческий порыв - и пытливый взгляд фотохудожника, устремленный в вечность...