Привет, привет, дорогие читатели моей любимой газеты «Аргументы недели»! Юбилейный (30 лет) кинофестиваль «Окно в Европу» открылся 5 августа в городе Выборге Ленинградской области. Как всегда, он включил традиционные программы: конкурс игрового, документального и анимационного кино, а также выборгские и гала-премьеры.
Фильмом открытия стала на этот раз документальная картина председателя игрового конкурса режиссёра А. Федорченко «Монета страны Малави».
Исследование знаменитого режиссёра игрового кино с неподражаемым этнографическим колоритом погружает нас в мир Алтая с его неповторимыми пейзажами, взгорьями и долинами, быстрыми реками, синими лесами и культовым местом силы – деревней Сростки, родиной Василия Шукшина. В фильме о великом земляке вспоминают его односельчане, талантливые жители Алтайского края, народные ремесленники и умельцы. Автору интересно показать процесс мифологизации образа Шукшина за годы, прошедшие со дня трагической смерти великого режиссёра, актёра, сценариста. Примеры тому – многочисленные памятники, сувениры, портреты, майки, названия кафе и ресторанов с использованием его имени и, конечно, ежегодные дни памяти Шукшина на его малой родине. Фильм сочетает героическую, лирическую и комическую интонации, вплоть до того, что находит страну Малави, затерянную где-то в Восточной Африке, в которой Шукшин – национальный герой и которая выпустила монету в его честь.
На открытии была показана и выборгская премьера – игровой фильм «У самого Белого моря», реж. А. Зачиняев. Фильм рассказывает историю трудного 15-летнего подростка, отец которого – полицейский – утонул на глазах у сослуживца, который его не спас (хотя мог бы), а впоследствии становится сожителем матери. Звуки их совокупления за тонкой перегородкой невыносимы для мальчика, и он сбегает из дома, угоняет катер и оказывается на острове с маяком, где проваливается в яму. Его извлекает из ямы дед, обслуживающий маяк. Промокший после грозы мальчишка согрет его заботой. Но полиция не дремлет. Камеры слежения засекли угон катера. Искать подростка берётся тот самый полицейский, сожитель его матери. Увидев его катер на причале острова, подросток снова сбегает, предварительно заглушив дедулину рацию на маяке. Начинаются гроза и шторм, на катере, который крадёт подросток, кончается керосин. Он, борясь с волнами, стирает в кровь ладони, пытаясь вернуться на берег на вёслах. Короче, сплошной саспенс. Только вот ненависть подростка к сожителю матери показалась мне несколько утрированной. Впрочем, фильм был показан вне конкурса, так что не будем судить его строго.
Занятно, что фильмы конкурса тоже живо заинтересовались темой трудных подростков. Так, картина «Накануне», реж. А. Ерохина, рассказывает историю 16‑летнего героя, чей отец развёлся с его матерью и изменяет новой жене с любовницей – собачницей, которую выслеживает подросток. Он сначала в парке во время прогулки похищает собаку, а потом под предлогом покупки щенка является к ней домой, предварительно купив пистолет. Выстрелит он или нет, смотрите в кино. У подростка в фильме приятное лицо, правда, с выражениями этого лица некоторый дефицит. У него есть легкомысленная подруга, которая моет его, голого, в ванне. Но вполне невинно. Это не повод, мне кажется, вводить фильму возрастное ограничение «18+».
Другой конкурсный фильм про трудных подростков называется «1000 дешёвых зажигалок», реж. И. Обидова, тоже «18+». Это про двух друзей-одноклассников, одному из которых в фильме исполняется 16 лет. Тёма живёт с двумя братьями от разных отцов и с матерью, которая работает на трёх работах и скрывает от тинейджера, что его отец жив, просто ушёл к другой. Он пироман, любит взрывать петарды и готовит бомбу. Другой, Костя, после скандала на уроке, вызванного их шуткой со слезоточивым газом, объявляется директрисой «взрывателем №1». За этот «№1» он получает «уважуху» всего класса, а Тёма остаётся «№2». Между приятелями происходит ссора, последствия которой смотрите в кино. Кстати, в фильме есть и эротическая линия: Тёму захотела девушка, которая себя называет «мажоркой» и хочет «эскорта плохого парня». Но между ними отношения развиваются в стиле крещендо, и вот они уже влюбляются друг в друга. Добавлю, что на харизматичных любовников приятно смотреть.
В следующем номере я прокомментирую, кто победил на фестивале в Выборге. Скажу сразу, что о конкурсе игрового кино у меня ещё мнения не сложилось, но вот конкурс документального кино очень сильный. Жюри придётся разрываться на части.
Пока-пока!
Ваш Сергей ШОЛОХОВ.