Фильм о советском боксёре Валерии Попенченко «Мистер Нокаут» вышел в прокат в России
№ () от 12 апреля 2022 [«Аргументы Недели », Татьяна Москвина ]
Вышла в прокат, а затем появилась и в онлайн-кинотеатрах картина «Мистер Нокаут» о легендарном советском боксёре Валерии Попенченко. Хотя она сделана не на «ТриТэ» Никиты Михалкова – Леонида Верещагина, это по духу и стилю типичный продукт именно «ТриТэ», созданный по канону «легенда советского спорта», изобретённому и разработанному на этой студии. Такое кино имеет стойкий успех у зрителя.
В центре фильма стоит молодой одарённый парень (или несколько таковых), а рядом с ним – мощная фигура одержимого своим делом до патологии, экстатического Тренера, обязательно в исполнении видного артиста (Меньшиков в «Легенде №17», Машков в «Движении вверх»). «Мистер Нокаут» предъявляет Сергея Безрукова, который исполняет роль строптивого Тренера по фамилии Кусикьянц. Отношения с Тренером для героев – самые главные, «ну а девушки, а девушки потом». У Попенченко (Виктор Хориняк) даже две зазнобы – в юности ташкентская красотка Асмира (Саёра Сафари), вышедшая замуж за его друга Сашу. Потом ленинградская Таня (Ангелина Стречина), случайно встреченная им – естественно, где же ещё! – в Эрмитаже. Из женского элемента в фильме существуют также две мамы – вечно встревоженная судьбой сына мама Попенченко (Евгения Дмитриева) и не менее встревоженная судьбой дочери мама Тани (Инга Оболдина). На этом ассортимент женских ролей (мама, невеста, реже тёща) в «ТриТэ» обычно заканчивается, и хотя «Мистер Нокаут» сделан не на «ТриТэ»… ладно, хватит лукавить.
Да хоть бы на Луне Артём Михалков снял своё произведение, перед нами фильм, сделанный сыном Никиты Михалкова. И даже если Артём Михалков шёл самостоятельным путём, тот факт, что он сын Никиты Сергеевича, – это «обстоятельство непреодолимой силы». В «Мистере Нокауте» герой часто вспоминает погибшего отца-лётчика, который всё уходит и уходит, и обожающий его мальчик отчаянно кричит тому в спину: «Тебя никогда нет! Я тебя ненавижу!» На корабле, куда попадает Попенченко, служит мичман Криворучко – эту фамилию знают все зрители «Бесогона». «Спорт – это война!» – вопит мятежный Кусикьянц спортивным чиновникам. Сценаристы «Мистера Нокаута» братья Пресняковы написали для Никиты Михалкова сценарий картины «Шоколадный револьвер» (съёмки отменены, но братья-то уже введены в «высшее общество»). И так далее. Но если Надежда Михалкова простодушно рассказала в сериале «Номинация», как трудно осознать себя и свои возможности дочери выдающегося кинорежиссёра, то Артём Михалков пошёл другим путём. Личные нюансы в его картине подчинены общей задаче.
К примеру, в 2008 году Филипп Янковский сделал картину «Каменная башка» с боксёром Николаем Валуевым в главной роли. Было видно, как интеллигентный отпрыск знаменитой фамилии счастлив, обретя своего героя – могучего, молчаливого носителя огромной и притом доброй силы. Героя, абсолютно противоположного режиссёру, героя-мечту. Артём Михалков не стал делать своего героя идеально-сказочным (хотя налёт сказочности у Виктора Хориняка есть, после кинотрилогии «Последний богатырь»-то). Сценаристы «Мистера Нокаута» братья Пресняковы, активно поставлявшие для авангардного театра опусы вроде пьесы «Изображая жертву», а потом, к счастью, перековавшиеся в нормальных конъюнктурщиков, вряд ли способны постичь психику и логику поведения человека, родившегося в 1937 году и выигравшего Олимпиаду в 1964-м. Что могут написать замороченные свердловские интеллигенты с высшим филологическим образованием про бокс? То, что и написали, – сильно травмированного несчастным детством психопата, который может побеждать только в условиях сильного стресса. Когда девушка сообщает ему прямо перед соревнованием, что выходит замуж за другого. Или заполошный тренер орёт в ухо вдохновляющую ругань. Тогда Попенченко идёт на врага («спорт – это война») и нокаутирует его.
Правда, в картине подробно показаны неудачные бои нашего героя, когда он падает, окровавленный, и даже теряет капу (накладку для зубов). А победы фигурируют в виде газетных статей с фотографиями сияющего Попенченко. Но бой в Токио явлен с размахом, он длится в фильме три раунда и девять минут, а в реальности Попенченко справился за одну минуту. Однако для канона «легенда советского спорта» минуты недостаточно, он включает в себя обязательный, главный «решающий бой», тем более соперник русского богатыря – немец. Это кульминация и она же финал картины. Конечно, братья Пресняковы, предполагаю, охотно бы написали, что было с Попенченко потом – ранний уход из спорта по состоянию здоровья, трагическая гибель в 37 лет от загадочного «несчастного случая», но ничего этого не надо.
Нужна история о том, как герой преодолел свои слабости и страхи под водительством магического Тренера и победил полностью и абсолютно, и на профессиональном поприще, и в личной жизни. На этом торжественном аккорде фильм по канону «легенда советского спорта» обязан заканчиваться. Даже вредная корыстная мамаша Тани, глядя трансляцию боя, явно начинает превращаться в задушевную тёщу…
«Поэзия должна быть глуповата», – как-то пошутил Пушкин. И кино – искусство довольно-таки глуповатое, но при этом хитрое. Вот тренера Кусикьянца не пустили в Токио подлые чиновники. Виза есть, а билета не дали, что он обнаружил непосредственно в аэропорту и успел врезать по животу самому подлому чиновнику. Невеста Попенченко Таня понимает – надо купить Тренеру билет, но где взять деньги? А следует ночью у спящей мамы стырить серёжки с сапфирами, и опа! Кусикьянц в Токио, и мчится к своему подопечному, и успевает, разумеется, к самому финалу только, но волшебного вливания ауры Тренера оказывается достаточно для преображения героя из лузера в победителя. Зритель в курсе, что это обычные киношные проделки, и всё-таки невольно переживает – доберётся ли Тренер до решающего поединка, прекрасно понимая, что доберётся. На такие крючки киношники нас и цепляют. И подобными крючками утыкан весь «Мистер Нокаут» – так неудивительно, что он и в прокате держится, и в онлайне наберёт просмотров.
Наш русский парень, честный, из простых, весь на нервяке (видит призрак отца наяву), преданный лучшим другом, битый не раз – выстоял, справился, победил.
И Артём Михалков справился. Можно ему и другие задачи ставить, и он победит.
Ведь нам нужна одна победа. Мы чемпионы!
Ну, были чемпионы…