В театрах России проверят соблюдение традиционных духовно-нравственных ценностей
№ () от 8 февраля 2022 [«Аргументы Недели », Татьяна Москвина ]
Опубликованный проект указа президента «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» вызвал в обществе некоторое волнение. Не слишком бурное, поскольку «не первая зима на волка» и граждане 60+ прекрасно помнят, как на съездах КПСС обещали «всемерно укреплять»… что укреплять? Да всё то же самое – «высшая цель партии – благо народа». Ну и укрепили, аж надорвались, укреплямши.
Из творческих союзов живую реакцию дал только Союз театральных деятелей, создавший письмо, недоумевающее, зачем нужен этот указ, когда страна уже полностью обеспечена правовыми нормами в отношении традиционных ценностей. Причём письмо подписали многие видные худруки театров (Райкин, Миронов, Хабенский, Могучий, Писарев и другие ответственные лица). Беспокойство их понять нетрудно: театры полностью зависят от государства, и ежели государство замышляет строго проверять учреждения культуры на предмет соответствия традиционным ценностям, то в ряде мест может обнаружиться явная недостача.
Список ценностей любезно предоставлен обществу. Это раньше песни о заветных национальных ценностях пели своей нации разные там Толстые и Достоевские, а потом Шолоховы и Распутины. Теперь в Кремле сидят головы покрупнее, им никакие посторонние не нужны, они сами воображают себя мощными интеллектуалами.
«Традиционные ценности – это формирующие мировоззрение граждан России нравственные ориентиры, передающиеся от поколения к поколению, обеспечивающие гражданское единство, лежащие в основе российской цивилизационной идентичности и единого культурного пространства страны, нашедшие своё уникальное самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. К числу традиционных ценностей относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».
Вот точно так же в 70–80 годах прошлого века угробила социализм советская бюрократия, сочинявшая аналогичные цидули мёртвым суконным языком (Корней Иванович Чуковский метко обозвал его «канцелярит»). Это ж как надо ухайдакать народ, чтобы он, естественно расположенный к тому, чтобы любить родину, трудиться, продолжать род и т.д., почувствовал такое острое отвращение к своим традиционным ценностям, что понадобились специальные указы? А всё потому, что коварные враги его развращают, с помощью деструктивной идеологии. Инструменты её тоже перечислены: «культ эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, продолжения рода, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру».
Враг, сам-то в своих подлых странах неплохо устроившийся на внедрении культа эгоизма, так силён, что для борьбы с ним требуются особые меры. И в числе прочего «всемерного укрепления» прописано следующее: «государственная поддержка мероприятий в культурно-образовательной сфере нуждается В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ КОНТРОЛЕ на предмет максимального соответствия целям государственной политики в сфере традиционных ценностей». Для этого должна реализоваться «межведомственная координация деятельности органов власти в вопросах защиты традиционных ценностей». И вот, барабаны, трубы, главное – «для осуществления полномочий органа межведомственной координации требуется ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ из федерального бюджета».
Тут я вздохнула с облегчением. Теперь понятно – Москва себе очередную кормушку вырыла, будет куда пристроить бесчисленных детишек, любовниц и племянников. Защита традиционных ценностей – это ж золотой прииск просто, а какая могучая взяткоёмкость у этой «координации деятельности». Театральные люди не зря тревожатся – вы гляньте на их репертуар, сплошь «Женитьба» Гоголя да «Три сестры» Чехова, а там сплошь издевательства над идеей крепкой семьи. А «Ревизор» того же Гоголя – он что, укрепляет уважение к органам государственной власти, когда зрители выходят из зала с репликами «эх, за двести лет ничего не изменилось»? Да ещё какие-то иноземные пьески ставят, ладно бы французские, а то ведь и попадаются из стана вероятного противника сочиненьица. Наверняка с деструктивной идеологией. Всё проверять надо, а вопрос с правильной экспертизой и ослаблением бдительности – он же, с тех пор как финикийцы изобрели денежные знаки, вполне решаем.
Жизнь будет идти своим чередом, несмотря на указы и приказы. Милосердие и справедливость не указами внедряются. Да и написано скверно (а русский язык упомянут в приоритетах!) – первому лицу государства надо бы выражаться позабористей. Вон Пётр Великий какие указы чеканил – правда, он их писал сам.
Когда я продиралась через унылые болота этого указа, вспомнился мне один персонаж романа М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы», Порфирий Головлёв, прозванный Иудушкой. Он, на словах, прямо-таки соткан был из традиционных ценностей – благочестивый, любезный, исторгающий потоки сладких слов. Притом что он маменьку ограбил, братьев и сына родного уморил, не переставая, однако, сюсюкать о добродетели и праведной жизни. За эту способность к многочасовым лживым и приторным речам его и заклеймили Иудушкой.
И хочется сказать кремлёвским философам – спасибо, конечно, что вы не забыли указать «жизнь» в числе русских традиционных ценностей, мы бы без вас-то и не догадались. Но одну ценность вы забыли – и называется она «правда». А надо бы её взять и на себя примерить, себе экспертизу провести – у вас-то как обстоят дела с крепкой семьёй, справедливостью, созидательным трудом, приоритетом духовного над материальным?
Не как у Иудушки Головлёва, нет?