> В театре «Ленком» поставили пьесу Островского «Доходное место» - Аргументы Недели

//Культура 13+

В театре «Ленком» поставили пьесу Островского «Доходное место»

№  () от 13 июля 2021 [«Аргументы Недели », Татьяна Москвина ]

Фото АГН «Москва» / С. Сандурская

Популярную пьесу А.Н. Островского «Доходное место» о молодом человеке, отважно сражающемся за честную жизнь против воров и взяточников, поставили в театре «Ленком». Естественно, с участием известных артистов – на сцену выходят Евгений Герасимов, Олеся Железняк, Антон Шагин. Режиссёр спектакля – Дмитрий Астрахан.

Только что «Доходное место» воплотилось в Малом театре, да и вообще Островскому на сцене нет конца, «Ленком» же продолжает искать источники энергии для поддержания творческой жизни, и тут Островский надёжный союзник. Славится наличием энергии, на свой лад, и Дмитрий Астрахан – вообще-то он предприимчивый кинорежиссёр («Ты у меня одна», «Всё будет хорошо», «Подари мне лунный свет», «Жёлтый карлик» и другие, причём многочисленные, картины). Но Астрахан является также дипломированным театральным режиссёром, много ставил в театрах страны и даже пять лет возглавлял петербургский Театр комедии.

Слово «комедия» тут решающее. Комедийная жилка бьётся в современных режиссёрах исключительно редко. Тут мне довелось прочесть похвалу постановке пьесы Зорина «Покровские ворота» в театре на Малой Бронной в трактовке Константина Богомолова – дескать, фильм Козакова был такой несерьёзный, водевильный, а могучая длань Богомолова сделала серьёзное и печальное произведение. Очень может быть – Богомолов обладает некоей демонической иронией, но вкуса к комедии лишён начисто. А вот Астрахан, он, конечно, проще и незамысловатей Богомолова и других театроведческих любимчиков, но понимание сценического юмора и способность ставить именно комедию у него, несомненно, есть.

На занавесе – картинка старой Москвы с надписью «1857» год (это год написания пьесы). Когда занавес открывается, мы видим стилизованную перспективу улицы (художник – Анастасия Глебова), по которой бредёт шарманщик, и мелодия его шарманки словно намекает – это старая «песня о главном». Нет нужды переодевать героев в современные костюмы и вручать им смартфоны. Вы и так узнаёте эту русскую историю про молодого человека, который не хочет жить «как люди». Режиссёр несколько выпрямляет и упрощает события пьесы – например, он решительно сократил роль жены важного чиновника Вышневского, Анны Павловны, которая тормозит действие. Но зато он обостряет все отношения героев. Здесь не прохладная температура психологического комфорта, здесь страсти кипят предельно! Скажем, герой пьесы Жадов (Антон Шагин) – родной племянник начальника, богатого господина Вышневского (Евгений Герасимов), и это не мелкое обстоятельство действия. Герой – сам из московской золотой молодёжи, привыкшей к беззаботной жизни, он в начале пьесы ведёт себя нахально и самоуверенно. А хитрый Вышневский не отвлечённые проповеди ему читает, но хочет спасти родственника, сына покойной сестры, которая на смертном одре попросила его покровительства.

Это важно – родство, на этом всё стоит, ради этого воруют, подличают, берут взятки, семья – это стержень жизни, фетиш, кумир. Когда вдова Кукушкина (Олеся Железняк) заявляется посмотреть, как живёт её глупенькая миленькая дочка Полинька (Сафия Яруллина), которая вышла замуж за Жадова, она, ясное дело, в своём уморительном наряде – анекдотическая вздорная тёща из анекдотов. Но не только. Кукушкина‑Железняк ещё и яростный борец за единственно правильный порядок бытия, где муж обязан обеспечить семью любой ценой, содержать свою жену, а кто бунтует против – тот враг, безумец, вредный отщепенец. Дядюшка и тёща кипят ненавистью, ломают молодого человека, не желающего присоединяться в этот порядок.

Комнатка, в которую пришлось переехать после свадьбы герою из прежней беспечной жизни, совсем бедная – унылое бельё развешано на верёвке, очаг пуст, какое-то туловище крепко дремлет на лавке (потом оказывается – служанка). Жадов приносит домой полено, сам лущит его топором, и когда врывается тёща, с топором этим в руках с ней и препирается. Вроде бы простой приём, а на комедийные ритмы работает отлично, обострение обстоятельств наглядно. Это трудно и опасно – бороться с отлаженным порядком жизни, с миром дружно сцепленных между собой московских семеек, которые воруют уже столетиями.

Ещё пример сценического «обострения» – третье действие. Оно в «Доходном месте» происходит в трактире, куда наш герой забредает немножко отдохнуть, выпить чаю и куда являются торжествующие чиновники его ведомства отметить удачную взятку. И, скажем, начинающий подлец Белогубов (Станислав Тикунов) не просто безмозглое животное – он извивается и корчится, как какой-нибудь Урия Гипп (такой гад был в одном романе Диккенса), правда, в комическом регистре. А к нашему Жадову подсаживается некто Досужев (Иван Лешук), весёлый аферист, знаток нравов Замоскворечья. Это блистательно выписанная маленькая роль, вся буквально из реприз. Но режиссёр выявляет суть действия – наш весельчак планомерно и злобно спаивает Жадова, наслаждается его унижением. Герою не на кого опереться вообще, у него, как в песне, «весь мир идёт на меня войной».

Такое обострение действия отлично ложится на индивидуальность Антона Шагина, артиста чрезвычайной нервной подвижности, в котором живёт странность, даже таинственность, настоящая, ненаигранная непростота. Почему именно Жадов отважился бросить вызов миру? Нет, не из-за наивности молодости. Он просто другой породы, такой уж особенный человек. Он родился искренним, честным и благородным, как люди рождаются с шестью пальцами или родимым пятном…

На спектакле, который я смотрела, случился форс-мажор. Не сомневаюсь, что и Владимир Юматов, и Алексей Маклаков прекрасно справляются с ролью старого заслуженного взяточника Юсова, эдакого философа коррупции. Но из-за чрезвычайных обстоятельств эту роль на премьере сыграл сам Дмитрий Астрахан. Тоже, знаете ли, дополнительная улыбка Фортуны – после фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», где Астрахан блестяще сыграл жуликоватого, но не подлого администратора, ему стали поручать похожие роли просто десятками («Конец прекрасной эпохи», «Мосгаз. Паук», «Мосгаз. Формула мести», «Икра», «Домашний арест» и т.п.) Теперь пришлось этому энергичному человеку выходить и на сцену, с чем он, толковый работник, вполне справился.

Не стану утверждать, будто «Доходное место» в «Ленкоме» – это выдающаяся победа театра, побед в театре всегда мало, иногда по нескольку лет их не бывает. По-моему, в любом театре остро стоит проблема крепкого спектакля приличного уровня. В «Доходном месте» Астрахана есть и юмор, и хорошие актёрские работы, и – смысл. Многим зрителям этого окажется совершенно достаточно.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте