Состоялась премьера сериала Веры Сторожевой «Шифр-2»
№ () от 29 сентября 2020 [«Аргументы Недели », Татьяна Москвина ]
На днях состоялась премьера сериала «Шифр-2», это продолжение уже полюбившегося зрительницам фильма «Шифр» режиссёра Веры Сторожевой. Сама изначальная ситуация волнует: бывшие офицеры ГРУ, обладающие уникальными аналитическими способностями, являются к тому же привлекательными женщинами. В мирной жизни (стоят 50-е годы) они вынуждены скрывать и свои звания, и свои знания. Притворяться простыми и слабыми. Маскироваться под обычных баб. Однако ум скрыть невозможно, он рвётся наружу, он требует питания!
Стилизовать 50–60-е годы прошлого века не так уж трудно, и наш кинематограф в этом поднаторел, но Вера Сторожева («Небо. Самолёт. Девушка», «Путешествие с домашними животными», «Компенсация», «Развод» и другие работы) – режиссёр незаурядный. Время в её интерпретации не вызвало нареканий даже у самых яростных сторонников «правильных пуговиц», кто-то стал придираться к костюмам, но был побит фактами: костюмы подлинные, только вычищенные и отглаженные. Но главное достижение режиссёра в этой картине – отличный выбор артистов. Всю искусственную (да других в сериалах и не бывает) сюжетную конструкцию они наполняют живым дыханием, особенно женщины, которых в «Шифре» в изобилии.
Кроме главных героинь полным-полно и на втором, и на третьем планах оригинальных, своеобразных, норовистых женских лиц, и я с удовольствием смотрела на Любовь Рудневу, Наталью Суркову, Екатерину Вуличенко, Светлану Колпакову, Ирину Чериченко... А уж главные – боевая четвёрка подружек – неоспоримая находка. У них двойная задача: каждая воплощает определённый женский тип (верная жена, роковая красотка, несчастная с трудной судьбой, молодая кроткая в поисках счастья) – но под этими масками таятся подполковники и майоры ГРУ, у которых при встрече с криминальной загадкой напрягаются уши, как у гончих собак, и загораются лютым огоньком глаза. Не помещаются эти прелестные женщины в мирный быт, а потому личная жизнь начинает сильно мешать настоящему призванию – и наши умницы вынуждены хитрить, врать и шифроваться. Забавно, что для конспиративных встреч наши подруги изобретают заседания мифического библиотечного кружка (в библиотеке работает одна из героинь, Катерина).
Ирина – Марьяна Спивак (зритель мог её запомнить по фильму Звягинцева «Нелюбовь»), рослая и статная красавица, по типажу, мне кажется, более всего подходит на роль женщины 40–50-х, она прямо с плакатов тех лет. Такая здоровая, крепкая, не разжигательная привлекательность у неё, учительницы и жены зампреда облисполкома. (В одной сцене Ирина появляется в грамотном сером каракуле – что Марьяне Спивак бесконечно к лицу.) Актриса естественная, со вкусом в реакциях, Спивак обладает ещё одним обязательным для сериалов качеством – на неё можно долго смотреть, она не надоедает.
Впрочем, а разве может надоесть и Екатерина Вилкова (Анна)? У Вилковой красота как раз типа «жидкость для розжига», ослепительная, провоцирующая, напористая. Если Спивак – калиброванная советская женщина, то Вилкова-Анна воплощает универсальный тип «роковой авантюристки», леди Гамильтон, Маты Хари, спущенной по воле рока в низ общественной жизни (она работает официанткой, потом приёмщицей в фотоателье).
Елена Панова – Катерина, она старше и несчастнее всех, прошла лагеря, живёт трудно и нервно, весьма убедительна со своим исплаканным лицом, однако в первой части «Шифра» роль показалась мне однообразной – но во второй части создатели всё исправили. Катерина стала живее и энергичнее, а в одной сцене вообще применила лагерные интонации, и мы увидели не просто обездоленную тётку, а крутую, прожжённую русскую бабу!
И наконец, обладательница уникальной памяти очаровательная Соня – Яна Дюбуи, которая вся – ходячий парадокс, потому как постоянно вынуждена терпеть агрессию сначала от пьяницы-мужа, потом от свекрови другого мужа. Притворство до добра не доводит – Соня то и дело срывается в бунт, поскольку невозможно майору, даже отставному, терпеть тупые мелочные придирки гражданских лиц. Но раскрыть своё прошлое наши героини не имеют права (строгая секретность). Так и живут, стиснув зубы, специалисты высшего класса – на унизительных для них рядовых должностях домохозяек, официанток, библиотекарш...
Итак, четыре гениальные бабы – и Пускепалис (майор, затем подполковник МУРа Проскурин). Сергей Пускепалис переиграл, наверное, работников уже всех имевшихся за последние 80 лет правоохранительных органов. Он, со своим твёрдым спокойным лицом, так прочно и так давно стоит на стороне света, что вопрос о его актёрском мастерстве как-то отпадает. Какая разница, как он играет и играет ли он вообще, если присутствие в кадре Пускепалиса непременно означает, что злодей будет изловлен, а козни негодяев посрамлены? Проскурин – единственный, кому доверились наши подруги, и он мало того что покрывает их и пользуется их подсказками, ещё и составляет женское счастье роковухи Анны.
Да там вообще всё хорошо, в «Шифре», конечно, кому-то лежащему в виде трупа опять не повезло, и даже секретарь обкома может вдруг оказаться военным преступником. Но зло выявлено и изобличено, а подруги (подГРУги, так скаламбурим) – исхитрились, извертелись, исшифровались, но добились идеального результата: и ум накормлен решением криминальных загадок, и личная жизнь не разрушена. Соня рожает девочку, Анна налаживает быт с Проскуриным, гуляка-муж, конечно, вернётся к Ирине, и даже заплаканная Катерина обрела молодого поклонника. Всё, идём пить чай с пряниками. В библиотечный кружок...
«Шифр» не является сокрушительной победой искусства кино, это аудиовизуальный продукт для массового употребления. Но это продукт съедобный, хорошего качества, и это важно, ведь миллионы людей не осетрину кушают, а сардельки в маркете берут, так ведь эти сардельки тоже могут быть разного свойства. Фильм Веры Сторожевой – это, конечно, женское кино для женщин, притом не пошлое, не глупое, задевающее реально живой нерв «товарищей специального устройства» (как называл женщин один герой у писателя Андрея Платонова). Развить свой разум и при этом добиться состоятельности и по женской части – трудная задачка, без однозначного решения.
У кого такое вышло, тот, наверное, молодец. То есть – молодчина...