Начну с того, что фестиваль «Кинотавр-2020» состоялся. Судя по тому, что попало в конкурс, трудно представить, что пришлось посмотреть членам отборочной комиссии, чтобы чего-то отвергнуть. Сочувствую.
СОЧУВСТВУЮ и членам жюри, которые посмотрели всё отобранное игровое кино. Мой любимейший режиссёр Борис Хлебников, председатель жюри, не пропустил в список победителей ни одного сомнительного номинанта. И это замечательно, что возглавить жюри пригласили авторитетного профессионала с отменным вкусом. Но!
Отобранные фильмы, безусловно, лучшие из тех, что освоили государственные и все остальные деньги в прошлом году. Фильмы, представленные к награде, безусловно, лучшие из того, что было в конкурсе. Но уровень нашего кино сегодня – это катастрофа.
Приз «Кинотавр» от имени Гильдии кинокритиков вручала вдова Даниила Дондурея фильму «Китобой», режиссёр и автор сценария – Филипп Юрьев. Степень легитимности этого приза вызывает сомнения, так как ни я, ни известные мне коллеги в этом году к обсуждению не привлекались. Но Бог судья журналу «Искусство кино», которое решило, что правит миром. В принципе я с этим решением согласен, поэтому скандалить не буду. Фильм поощрило и высокое жюри, наградив его призом за лучшую режиссуру. Смотреть фильм о подростке, живущем в хибаре на Чукотке (с Интернетом и ноутбуком), который днём помогает старшим мочить в Баренцевом море китов, а вечерами занимается «самоудовлетворением» с другом у экрана монитора, где ему на порносайте приглянулась девушка с «низкой социальной ответственностью», было забавно. И экзотика края, и персонажи, и даже интрига (хотя я насчитал несколько финалов) делали фильм «рукопожатным». Но приз мальчугану за лучшую мужскую роль считаю этнической провокацией, потому что он вообще ничего не играл. У него всё время одно и то же выражение лица, режиссёр взял его как типаж. И это на фоне Хабенского, блестяще играющего в довольно глупом, но местами интересном и прекрасно снятом (приз за лучшую операторскую работу справедливо получил Николай Желудович) фильме Анны Меликян «Трое».
Вообще этнический контррасизм стал трендом отборочной и призовой политики фестивального движения. «Кинотавр» тут абсолютно вписывается в мировой мейнстрим. Вот и главный приз плюс награду за лучшую женскую роль получает якутский фильм «Пугало», автор сценария и режиссёр Дмитрий Давыдов. Героиня знахарка-пьянчужка помогает своим «колдовством» страждущим и жаждущим, вызывая прилив симпатии, но, братцы мои, у неё всё время одно и то же выражение лица! Какая лучшая женская роль?!
Господи, ты призвал к себе Сергея Бондарчука вовремя! Если бы он увидел то, чему нынче дают призы, то умер бы от разрыва сердца.
А вот с чем согласен на 100%, так это с призом им. Григория Горина за лучший сценарий фильму «Конференция», режиссёр Иван И. Твердовский. Фильм посвящён реконструкции трагических событий в Театральном центре на Дубровке. Сюжетообразующей доминантой делает прекрасную характерную актрису Наталью Павленкову (за что особый респект режиссёру), которая, став монахиней, получает благословение провести вечер памяти бывших заложников «Норд-Оста». В креслах кроме пришедших потерпевших размещают по ходу фильма чучела непришедших, убиенных и террористов. Все они разного цвета: террористы, разумеется, в чёрном. В своей одежде администратор центра, который требует потерпевших убраться. Интересно, кто и зачем его финансирует?
Диплом «за юмор, гражданскую смелость и любовь к зрителям» получила картина Михаила Сегала «Глубже!» с Александром Палем в главной роли. Это кино вызвало у меня жизнерадостный смех. Герой Паля сперва режиссёр-неудачник, потом его друг просит его подменить и снять порноролик, поскольку у него другая халтура. Паль снимает, да так «глубоко», что его работа нравится братве; ему дают «толстый» бюджет для следующего ролика, он снимает, да так, что его работа нравится хозяину братвы; ему дают «жирнющий» бюджет, он снимает, да так, что хозяин братвы приглашает его в угодья к президенту... Короче, снятая в лёгком жанре картина вполне может вас развлечь (но только на сытый желудок).
Развлёк меня и фильм «Человек из Подольска», режиссёр Семён Серзин, музыка к которому была отмечена призом им. Микаэла Таривердиева. В фильме снялся подающий кинематографические надежды Вадик Королёв, ставший на фестивале звездой №1. Он снялся ещё в конкурсном фильме «Город уснул», который справедливо ничего не получил. Но вот как «чувак из Подольска», который попадает в отделение милиции и которого там «воспитывают», Вадик дорого стоит. Я делаю на него ставку. Парень далеко пойдёт, во всяком случае, жду его новых ролей.
В заключение скажу, что на закрытии показали фильм А. Кончаловского «Дорогие товарищи!», который мне показался безупречным. А игра Юлии Высоцкой пробила отметку пробы высшего актёрского мастерства; напишу поближе к прокату.
А сейчас, дорогие читатели «Аргументов недели», прощаюсь с вами, до свидания, пока-пока!
Сергей ШОЛОХОВ, Сочи