Аргументы Недели → Культура № 30(674) от 07.08.19 13+

Окно в Европу – 2019: Выборг выбирает

, 19:58 , Кинокритик, тележурналист

Привет, привет, дорогие читатели газеты «Аргументы недели»! Я, Сергей Шолохов, рад сообщить вам, что 27-й фестиваль российского кино «Окно в Европу» в разгаре, и необычная для начала августа холодная осенняя погода на границе с Финляндией стала прекрасным порталом для кинематографического камина.

НА ФЕСТИВАЛЕ в Выборге традиционно показываются фильмы в разных программах, каждая из которых имеет свой конкурс. О результатах позже, но уже сейчас есть на что обратить внимание. Так, в конкурсе «Игровое кино. Осенние премьеры» хотелось бы выделить фильм «Смерть нам к лицу», реж. Борис Гуц, снятый на мобильный телефон. (Предыдущий фильм режиссёра «Фагот» тоже был снят на мобильный.) Сразу скажу, что название фильма мне кажется неточным. В центре фильма – молодая героиня (акт. Саша Быстржицкая), которая больна раком, и благодаря её приготовлениям к смерти, совершаемым в стиле «кокакола-лайт», непонятно, почему смерть «нам к лицу». Логичнее было бы назвать фильм «Смерть мне к лицу». Вот героиня со своим возлюбленным выбирает дизайн и цвет будущего гробика на экране ноутбука, вот она с одноклассницей составляет список гостей, которых надо пригласить на похороны и поминки (одноклассница – ответственная), вот заказывает макияж, маникюр и педикюр модной визажистке, которая, догадавшись, что речь идёт не о будущей свадьбе, а о похоронах (туфли не понадобятся, так как будут тапочки), от ужаса бежит восвояси. Чтобы вылечить героиню, нужно 4, 5 миллиона рублей. Её молодой муж (акт. Даниил Пугаёв) пытается убедить свою гламурную мамашу (небольшая, но прекрасная работа Екатерины Волковой) передать ему права на наследственную квартиру, чтобы на вырученные деньги совершить операцию. Пока мамаша колеблется, он попытается подработать порноактёром, что, разумеется, даст возможность режиссёру ловко держать баланс между трагическим и комическим. Кстати, баланс между документальным и постановочным тоже довольно уравновешенный, а интонации героини в сочетании со светлым и чуть-чуть виноватым выражением лица вызывают сочувствие, хотя сразу ясно, что мы имеем дело с глянцевым экспериментом. И всё бы ничего, если бы её молодой муж-спаситель в некоторых ракурсах не напоминал бы Данилу Багрова и не носил бы всё время его знаменитый свитер из фильма «Брат-1». Это уже для меня было перебором. Образ, созданный А. Балабановым и С. Бодровым-младшим, для меня никакому, даже призрачному ремейку не подлежит.

Другой фильм, остановивший на себе моё внимание, – это картина «Элефант» продюсеров С. Сельянова и А. Гуськова, в которой актёр А. Гуськов играет главную роль. (Автор сценария и режиссёр Алексей Красовский снял своё имя с титров.) В исполнении Алексея Гуськова главный герой популярный и небедный 60-летний детский писатель Шубин, сочинивший сказочный образ Элефанта – слонёнка/медвежонка, – покоривший миллионы читателей, впадает в творческий и душевный кризис и не хочет ничего. Но врач сообщает ему, что если не пересадить сердце, то будет «кирдык». Модный французский издатель и писатель предлагает ему оплатить пересадку сердца и оплатить продолжение «Слона-мишки», если Шубин возьмётся за дело, и он, кряхтя, соглашается. Герой-ворчун назло следователю-графоману не узнаёт на очной ставке грабителя, свидетелем налёта которого на банк он был и даже успеху которого способствовал. Мотивировка участия в судьбе грабителя – может быть, у него голодные дети. Он прогоняет присланную к нему издателем помощницу, которая должна готовить ему еду, колоть лекарства, редактировать рукописи, причём без видимых причин, из-за дурного характера (потом помощница, хорошо оплаченная издателем, а оттого особенно настойчивая, всё-таки приживётся у него в квартире). Он в ссоре с дочкой, не желающей предоставлять ему внучку для прослушивания новой книжки. Правда, герой продаёт права на свой мультфильм и на вырученные деньги покупает дочке с внучкой квартиру в центре Санкт-Петербурга, чтобы не так далеко было к ним ездить (неплохой гонорар за мультик!). А весь сюжет в итоге сведётся к перипетиям вокруг создания книги (см. в фильме). Короче, образ у А. Гуськова получился загадочный, и кроме всего прочего после пересадки сердца (кстати, от серийного убийцы), у него из глаз частенько течёт скупая мужская слеза. Авторы фильма, наверное, решили, что так будет метафоричнее. Что ж, вам судить, дорогие зрители.

Пока важнейшим событием фестиваля стал фильм петербургского мэтра Константина Лопушанского «Сквозь чёрное стекло», показанный вне конкурса. Над фильмом режиссёр работал три года и показал в Выборге фильм прямо «с колёс», фестивальная публика стала его первым зрителем. Смотрела она его затаив дыхание.

Интересно, что довольно банальная фабула фильма благодаря виртуозной работе артистов обретает по ходу развития действия сюжетные плоть и кровь. Причём искусство оператора (Дмитрий Масс) и художника (Алексей Падерин) делают эти плоть и кровь весьма привлекательными. От экрана не оторваться.

Но по порядку. На фоне ночного дождя в келье школы для малозрячих при православном монастыре в городишке N юная лучезарная, но слепая воспитанница пытается принять решение: оставаться ли ей послушницей и со временем принять чин настоятельницы или уехать в Германию, где влюбившийся в неё во время «губернаторской службы» в монастыре незнакомый олигарх готов профинансировать дорогостоящую операцию по восстановлению её зрения. Цена вопроса – замужество. Перестать быть калекой – великий соблазн. Риск – слепая красавица олигарха не видела в лицо, но воображает себе, что это дивный юноша, который однажды пел с ней в церковном хоре, и она, проведя ладонью по его лицу, «считала» его черты как черты Ивана-царевича. И девушка решается на брачный контракт, летит в Берлин, и вот – монтажный стык – она уже в шикарном особняке, где в кресле за столиком сидит олигарх, на Ивана-царевича совсем не похожий. Представьте себе Максима Суханова, голый череп которого массирует тайский массажист. Невеста – дебют в большом кино театральной актрисы Василисы Денисовой – смущена, но, став зрячей, готова «соответствовать контракту». И вот после условной коронации шампанским Суханов приступает к ночным играм с юной девственницей, пытаясь доказать ей, что и в ней сидит пока маленький, но зверёк. Жанр здесь преобразуется в классический фарс. А потом будет водопад роскоши (без пошлости), от частных самолётов, вилл, дворцов, приёмов и бутиков до личной челяди и охраны. Тут у героини комплексов не будет, она словно выросла не в диком поле, а в ухоженной сотней садовников оранжерее. Причём героя своего Суханов наградит довольно разнообразной палитрой личных свойств и особенностей, иногда даже нет-нет да и проскользнёт душевность, хотя в целом актёр будет беспощаден к своему герою, при этом награждая его самоиронией. И даст нам полное ощущение, что мы теперь знакомы с воплощением земного зла, образ которого не менялся, похоже, со времён Египта. И вот с ним-то и придётся иметь дело юной наложнице, которую он собирается сделать своей женой, а во время свадебной церемонии планирует с ней ехать в карете, запряжённой четырьмя белогривыми конями, ко дворцу, где их должен ждать губернатор с «золотым ключиком» от семейных чертогов.

Разумеется, верующая в Бога невеста осуждает ложь и фарисейство мира, в который её погружает будущий муж. Конфликт, который, как пружина, развивает её характер – между долгом (олигарх как-никак восстановил ей зрение) и чувством отвращения к его миру, где человек человеку даже не волк, а подлая крыса. А он настаивает, что мир именно так и устроен. В конце концов он за несколько дней до свадьбы отправляет её в городишко, откуда вывез в начале фильма в Германию, чтобы будущая жена «дух перевела». Ну а там действие примет оборот, вполне логичный с точки зрения развития такого сюжета. «Ружьё» из экспозиции фильма, в нашем случае Иван-царевич, разумеется, «выстрелит». И всё-таки для нашего «оцифрованного» времени финал будет несколько возвышенно-неожиданным. А дождь, как и в первых кадрах фильма, будет по-прежнему зябко стучать по окнам…

В любом случае рад поздравить Константина Лопушанского с новым серьёзным завоеванием в области традиционного киноискусства и не могу не подчеркнуть роль продюсера (он же и композитор многих отечественных фильмов) Андрея Сигле, который не только самозабвенно предан своему делу, но и суперпрофессионален.

А теперь я, Сергей ШОЛОХОВ, прощаюсь с вами, дорогие читатели «Аргументов недели». Подведу итоги фестиваля «Окно в Европу» в следующем номере нашей газеты, до свидания, пока-пока!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram