> Майор Прилепин в аду для подростков - Аргументы Недели

//Культура 13+

Майор Прилепин в аду для подростков

№  () от 15 мая 2019 [«Аргументы Недели », Татьяна Москвина ]

Фото АГН «Москва» / А. Авилов

Книгу под названием «Некоторые не попадут в ад» известный писатель Захар Прилепин создал в рекордные сроки – почти четыреста страниц за месяц. Но композиционные и стилистические задачи, понятное дело, волновали писателя меньше всего. Он стремился схватить живую, прожитую им жизнь в момент своего уникального опыта – обитания на войне. Прилепин хочет заразить читателя той беспримерной лихорадкой, которая била в него на Донбассе. Так что это даже не книга – это, скажу я вам, чёрт знает что!

ЧЕЛОВЕКУ, не слишком осведомлённому в донбасской истории последних пяти лет, «Некоторые не попадут в ад» не поможет разобраться ни в чём решительно. В непризнанной республике живут два миллиона человек. Как они живут? Ведь в ДНР не действуют никакие законы. Что там происходит в медицине, торговле, образовании, культуре? По какому плану ведутся боевые действия? Книга Прилепина не об этом. Книга Прилепина создана в жанре эдакого «романа-селфи». У неё один герой – сам автор. Перед нами серия моментальных словесных «снимков» и «роликов». Вместе с автором мы оказываемся то в расположении сформированного им разведывательно-штурмового батальона, то на пирах с Батей (покойным ныне лидером ДНР Захарченко), то в зоне непосредственных боевых действий. В описании Прилепина это дикая хрень, а не война.

Ополченцам противостоят те, кого автор именует «наш несчастный неприятель». Никто никуда особенно не продвигается: противоборствующие стороны зависли на позициях, отстоящих друг от друга на 100–300 метров. В таком положении использовать артиллерию заведомо преступно, но обе стороны палят, без наводки, так, куда попадёт. Разумеется, то и дело возникают те, кого писатель именует «двухсотые» (убитые) и «трёхсотые» (раненые). Батальон Прилепина, как и прочие воинские части, – своего рода «понизовая вольница», собранная из разномастных наёмников. Зарплата офицера – 16 тысяч рублей, если пища и жильё даровые, это не так уж плохо, но кто всё это финансирует и на чьи деньги автор приобретает оружие и амуницию для своего батальона, я не постигла.

Настроение в батальоне вообще и у автора лично – исключительно бодрое. Все много и охотно едят, изобильно пьют, постоянно хохочут. В крови у комбатантов явно разыгрывается гормональная буря. В одном эпизоде автор рассказывает, как ему пришла в голову[end_short_text] идея объявить о создании некоей «Малороссии», как вирус попал в информационное поле земли, и вот недоумевают президенты, бледнеют министры, вертятся пресс-секретари, как просто, оказывается, мутить большую политику! Автор вместе с Батей хохочут, хохочут и люди их окружения – у всех «позывные»: Ташкент, Трамп, Граф, Шаман, Тайсон... Хохочут, как подростки или демоны.

Что это, где мы, в каком веке? На каком пиратском бриге оказались, в какую «понизовую вольницу» с батькой-атаманом попали? Могут ли вменяемые, ответственные за жизнь двух миллионов человек мужчины так вот хохотать – дескать, удачно пошутили? Или мужчина – это то, что сформулировал Шнуров (яйца, табак, перегар и щетина) плюс возможность поиграть в самую настоящую войнушку, чтоб кровь кипела в жилах?

Такая концепция «настоящего мужчины» кажется мне отвратительной. Настоящие мужчины, разумные, спокойные и ответственные, давно бы расцепили охреневших половозрелых особей мужского пола с психологией подростков – оба враждующих стана – и развели их в разные стороны, возможно, даже заперли в сарае...

Но автор не ограничивается ландшафтом Донбасса. Он успевает вырваться на конференцию в Женеву, обняться с Кустурицей, а также посидеть в застолье у знаменитого режиссёра-царедворца. Царедворец предлагает автору организовать встречу с «императором» (так безвкусно именуется в тексте избранный президент Путин). Ничего себе шанс! Однако автор его упускает. Он что-то юлит: дескать, я должен обдумать, что сказать. В результате – профукал вероятную встречу, ничего не поведал императору. А было ли что поведать?

В той войне, которую описал Прилепин, нет никакого «священного огня». Даже лиц человеческих не видно за забралом «позывных». Текст книги работает на одно лицо – на самого автора, человека явно незаурядного и очевидно храброго, а точнее – с невстроенными тормозами. Из той породы русских мужчин, которым литр – не выпивка и 100 км – не скорость. Знакомый типаж, осложнённый в случае Прилепина образованием и талантом. Впрочем, талант ведь могут и отобрать, бывали случаи. Вот и текст «романа-селфи» «Некоторые не попадут в ад» не ослепляет блеском – сумбурный, клочковатый, хороши разве некоторые детали. Не случайно Прилепин вводит в книгу своего учителя, называя того «старик Эд». Но старик Эд (Лимонов) в своих романах-селфи поразнообразнее будет. И с «честностью самоотчёта» у него дела обстоят получше. И, кроме того, в книгах Лимонова много женщин и юмора – тут у Прилепина полный швах. Главное свойство героинь Прилепина – вдохновенно удовлетворять героя, а Лимонов, тот знает, что мир устроен несколько сложнее.

Замечу напоследок вот что. Товарищ Сталин, которого так благоговейно уважает Захар Прилепин, вольных героев вроде Бати и прочих, хлебнувших кровушки на гражданской войне и ставших неуправляемыми, отправлял в разные «обители» в первых рядах. Строительство государства несовместимо с «понизовой вольницей». Как это всё совместить в одной отдельно взятой писательской голове, я не знаю. Появление Прилепина после Донбасса в МХАТе имени Горького считаю скверным анекдотом. После экипировки разведывательно-штурмового батальона он теперь собирается штурмовать драматическую сцену? Надеюсь, артиллерия не понадобится?

Что ж, остаётся терпеливо ждать, когда писатель отыщет утраченную вменяемость.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте