Аргументы Недели → Культура № 44(637) от 8.11.18 13+

«Годунов»: смотр актёрских сил

, 20:18 , Писатель, критик, драматург

На канале «Россия-1» начался показ 16-серийного фильма «Годунов» о жизни и деятельности царя Бориса Годунова. Конечно, до окончания показа нельзя давать твёрдую оценку художественного качества этого произведения. Однако кое-какие выводы на основании первых впечатлений сделать возможно.

ОЧЕВИДНО, что сериал «Годунов» режиссёра А. Андрианова вполне приличного качества по всем параметрам. Жизнь Годунова, кроме экранизаций пушкинской трагедии, не имеет у нас кинематографической истории, а фигура это грандиозная, время – захватывающе интересное с точки зрения драмы. Сценаристы (И. Тилькин, Н. Борисов) слегка стилизовали речь персонажей (все эти «аки» и «паки»), но без фанатизма. Герои фильма ужо близки и понятны, поелику это наши глубокие родственники. Костюмы верны эпохе, правда, они слишком уж «с иголочки», точно с подиума, новенькие и идеально подогнанные по фигуре. Из всех исторических версий авторы фильма выбрали самые взвешенные и спокойные, без крайностей. Роли выписаны довольно щедро – есть что играть. А потому «Годунов» стал своеобразным смотром актёрских сил.

На роль Годунова выбран Сергей Безруков. Он в золотой актёрской поре, может сыграть и молодого героя, и героя в возрасте, зрителю он давно известен и весьма симпатичен. Его Годунов умён, хитёр, непрост, энергичен и всегда напряжён внутренне, впрочем, главная драма царя ещё впереди. Но! Есть проблема. Не будет большой ошибкой с моей стороны заявить, что Сергей Безруков хорош собой в чрезвычайной степени. А тогда какого чёрта сёстры Скуратовы при виде его дружно делают козью морду? Любая женщина любого времени и места при виде Безрукова не может не стрельнуть в его сторону любопытным глазом. А эти кривятся, особенно будущая жена Мария (Светлана Ходченкова). Психологическая недостоверность обрушивает роль Ходченковой, и она играет то, что уже въелось, к сожалению, в её актёрскую суть – офисную стерву. Мария презирает Годунова за то, что он ей неровня, недостаточно именит и знатен. А мы должны поверить, что молодая женщина живёт с героем Безрукова, влюблёным в неё, и чем-то постоянно недовольна… Впрочем, с женскими ролями в русских исторических картинах вообще большие проблемы: у нас сугубо «мужская» история, а женщины, они что – если они не царицы на троне, то сидят в теремах, рожают, плачут, играть нечего. Эйзенштейн вот изобрёл колоссальную фигуру Ефросиньи Старицкой (в картине «Иван Грозный» её играет гениальная Серафима Бирман), а в «Годунове» такой фигуры нет.

Царя Ивана Васильевича сыграл Сергей Маковецкий – воистину актёр без границ! Несмотря на сложный грим (я его поначалу и не узнала), Маковецкий не выглядит ряженым нисколько и создал цельный и убедительный образ русского государя с характером такой самодурной мощи, что ему не совладать с самим собой. Пусть он сто тысяч раз прогрессивный и способствовал славе и процветанию России, но лют и страшен он был реально, люди в обморок падали от его взгляда и рыка. Абсолютная единоличная власть – как буря в пустыне, как бремя собственной личности, которую некому смирить и укротить, – вот что играет Маковецкий сильно и виртуозно. Хороши сцены, где царь играет в шахматы, и особенно – последняя, предсмертная сцена, когда Иван Васильевич очнулся вопреки прогнозам волхвов и стал на радостях напевать песенку. Мистического, сверхъестественного элемента в царе Маковецкого нет, как он был в Мамонове, сыгравшем Ивана Грозного в картине Лунгина «Царь». Мамонов бы так стал напевать и такую песенку, что у нас мурашки побежали бы по телу. А Маковецкий играет не символического «русского царя», но живого, несчастного, великого, грозного, одинокого человека, который не всегда же был старцем из страшной сказки, с крючковатым носом и седой бородой.

На втором плане сериала плотно расположены прекрасные артисты, предъявляющие лучшие свойства своего цеха: у нас по-прежнему есть кому играть, главное – было бы что играть! Выделяю из них замечательного актёра Фёдора Лаврова (Фёдор Иоаннович, сын Грозного). Лавров из тех артистов, которых вроде бы трудно запомнить, нет ничего резко примечательного во внешности. Да и играет он в империи сериалов, то следователей, то бандитов. Но обратите внимание на работу актёра хотя бы в сериале «Деньги», про советского изобретателя-фальшивомонетчика. Удивительная органика, крайняя психическая подвижность, непростое обаяние, ум, стиль и вкус – всё присутствует в этой работе. Вот и Фёдора Иоанновича Лавров сыграл идеально, без всякого экстремального юродства, как человека с чуткой, нежной душой, каким-то чудом затесавшейся в сумрачные кремлёвские палаты.

И далее идут стройными выразительными рядами: Владимир Стеклов (Щелкалов), Виктор Сухоруков (Скуратов), Андрей Мерзликин (Василий Шуйский), Антон Кузнецов (Богдан Бельский), Юрий Беляев, Борис Клюев, Александр Семчев… Среди персонажей «Годунова» нет демонов и ангелов, злодеев и праведников – все они сложные русские люди, привыкшие говорить не то, что думают, делать не то, что говорят, а подразумевать уж и совсем что-то иное. И вот какая вырисовывается тема.

Власть давно и прочно уединилась в палатах и теремах. Тут всё вроде бы на века – солидно, тяжеловесно, богато и пышно. Где-то там бегает народ в зипунах и платках, но советских редакторов в кино давно нет, и образов «из народа» никто не требует. Прекрасно можно обойтись без народа. Элита государства живёт в тревоге – болен Государь, близится кризисная историческая минута. И тут появляется «самовыдвиженец», худородный Годунов, и ловко и быстро пролезает наверх.

И у него всё получится. И – не получится ничего. Такая наша история! Любопытно, а через сто–двести лет про наше время снимут ли кино и что это будет за фильм?

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram