Аргументы Недели → Культура № 16(609) от 26.04.18 13+

О чём ваш театр?

, 21:25 , Писатель, критик, драматург

Всё, отшумела «Золотая маска», розданы награды, споры утихли. Было их немного. Известный театральный деятель Эдуард Бояков назвал театральную премию «Золотая маска» зеркалом современного театра и его нравов. А на зеркало, как мы знаем, нечего пенять, коли рожа крива. Не соглашусь!

НИКАКОЕ «Маска» не зеркало и никакого реального положения дел в театре не отражает. Это ОГ (организованная группа), представляющая интересы и вкусы входящих в неё членов. Система ценностей этой ОГ многими театрами не разделяется в принципе. Там вообще одни загадки. Вот, к примеру, в номинации «Лучший спектакль» появилось разделение – «спектакль большой формы» и «спектакль малой формы». Допустим, под малой формой подразумевается какое-нибудь камерное представление на одного-двух человек в маленьком зале. А вот и нет. «Маску» в этой номинации получает «Чук и Гек» на Новой сцене Александринского театра. А спектакль «большой формы» – это нынче «Страх Любовь Отчаяние» по Брехту в Малом драматическом театре Петербурга.

Но зал МДТ чуть не вдвое меньше Новой сцены Александринки. И «большую форму» в спектакле, где несколько первачей театра сидят на авансцене и мрачно декламируют текст Брехта, усмотреть трудно. Конечно, тут дело не в большой форме, а в том, что имеются «страх и отчаяние». При этих словах наша ОГ особенно возбуждается. Никогда ни одна комедия, ни один весёлый жизнерадостный спектакль не имеет ни малейших шансов на «Маску» – только мрак, страх, тоска и отчаяние. Каким-то чудом – на моей памяти лишь однажды – максимально жизнерадостный спектакль Ивана Поповски «Сон в летнюю ночь» разбил эту тенденцию.

Но в списке номинированных был один спектакль, который вроде бы подходил под вкусы ОГ – чистая трагедия! – это «Царь Эдип» в постановке Р. Туминаса в Театре имени Вахтангова. Это действительно выдающееся произведение, это «спектакль влияния» – ему уже подражают. Воскресить в сытой Москве дух античной трагедии, чуждый принципиально современному мироощущению, и воскресить так мощно и ответственно – это шаг незаурядный. Туминас и сам любит пошалить, «раздвинуть границы интерпретации», как говорится. Но в этом спектакле он предельно строг и серьёзен. Отчего же не «Царь Эдип» становится лучшим спектаклем, а рядовой для МДТ «Страх Любовь Отчаяние»? Да вот откуда я знаю? Говорю же – загадка.

Мне как зрителю известно, что лучший театр Петербурга – это не унылый цирк БДТ и не ледяной дом Александринки, а молодая жизнерадостная «Мастерская» Григория Козлова – но эксперты ОГ обходят её стороной. Не хватает страха и отчаяния на сцене «Мастерской»? Может, вам к психотерапевту пора? И вообще, театроведы и театральные критики мыслят как-то мелко, от спектакля к спектаклю. Этот спектакль такой, а тот другой. А иногда стоит задать себе самый простецкий, элементарный вопрос – О ЧЁМ ТЕАТР?

Когда несколько лет назад в МДТ Лев Додин поставил «Врага народа» по Ибсену и на сцену выходил тихий врач, решивший бороться с полностью коррумпированным руководством родного городка, я понимала, о чём театр. И весь зал понимал. Мы видели негероического героя, человека с совестью, идущего на одинокий подвиг. А сегодня «о чём театр» (тот же МДТ), я перестаю понимать. Брехт, скажем, эффектный автор, отлично чеканит афоризмы, однако сопрячь современную Россию и ситуацию начала германского национал-социализма – это затруднительная умственная спекуляция. Другие у нас демоны, другой тип ада в принципе...

Что касается «Масок», розданных под лозунгом «надо поддержать...», то это и обсуждать смешно. Видимо, театроведы по-чеховски сомневаются в смысле своей жизни (правильно делают). Поэтому стремятся «поддержать» тех или иных режиссёров, как будто это сиротки-инвалиды, а не здоровые нахальные парни, смело «раздвигающие границы интерпретации» вплоть до полной неразличимости автора. Вопрос «о чём театр?» задавать в такой ситуации бессмысленно.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram