> Жаркий «Фигаро» в холодном городе - Аргументы Недели

//Культура 13+

Жаркий «Фигаро» в холодном городе

№  () от 14 марта 2018 [«Аргументы Недели », Татьяна Москвина ]

Светлана Крючкова и Кама Гинкас

8 марта в Санкт-петербургском театре имени Андрея Миронова состоялось вручение российской национальной актёрской премии «Фигаро». Статуэткой из белого фарфора, изображающей Андрея Миронова в роли Фигаро, награждают не по итогам «конкурса» по голосованию «жюри». Конкурсом является вся творческая жизнь человека, и лауреаты «Фигаро» такие, что спорить смешно.

НАЧНЁМ с того, что в номинации «На музыкальном Олимпе» статуэтку получил из рук Максима Шостаковича Валерий Гергиев, и это бы неудивительно, Гергиев давно победил всё на свете. Удивительно, что маэстро прибыл на церемонию в маленький драматический театр на Петроградской стороне и просидел в кресле все три часа церемонии. Такого история не знала – Гергиев, конечно, в силах три часа устоять за дирижёрским пультом, но чтобы он сидел – старожилы не припомнят. Видимо, артистический дух церемонии понравился великому дирижёру своей пленительной лёгкостью.

А вот командор Первого канала Константин Эрнст не смог явиться лично за своим призом (сказали, что заболел), и его «Фигаро» обещал передать по адресу министр культуры В. Мединский. Публика скептически крякнула – люди такого ранга не болеют. Да и вполне ли человек тот – кто 25 лет транслирует свои мнения и вкусы на многомиллионную аудиторию? Это вопрос, и писатель Пелевин, к примеру, знает на него ответ.

После чествования «генералов» перешли к собственно артистам, и тут зритель получил мощное опровержение тезиса о том, что «актёры – не люди». Люди, люди, у них рождаются дети, и эти дети тоже выходят в люди. Филипп Янковский, Андрей Леонов, Александр Лазарев сами по себе хороши, но на их бесспорных достижениях лежит ещё и отблеск славы родителей. Семейственность в театре имени Андрея Миронова (а он-то сам был актёрским сынком знаменитых родителей!) всячески приветствуется. Эту вообще-то московскую черту инициатор премии «Фигаро» – руководитель театра народный артист Рудольф Фурманов упорно культивирует в мрачном городе Петербурге. Где даже великий Товстоногов дожил лишь до 72 лет – по московским меркам, детский возраст.

Тем не менее и в Петербурге существуют актёрские династии – и Михаил Боярский, которого когда-то называли «сыном Боярского», стал теперь «отцом Елизаветы» и «папой Сергея» – и явно этому рад. Михаил Сергеевич вышел на сцену за своим «Фигаро» с речью, очевидно, приготовленной в расчёте на присутствие в зале К. Эрнста. Потому что речь эта метала острые иронические стрелы в сторону ток-шоу, где обсасывают интимную жизнь знаменитых актёров (прозвучали фамилии Цымбалюк-Романовской и Карины Мишулиной). Что делать! Извели мы аристократию, и теперь личная жизнь актёров заменяет нам полностью всю светскую жизнь. Иначе сплетничать о ком? Но Эрнста не было, и стрелы Боярского повисли в воздухе. Тем не менее публика оценила праведный гнев артиста. Да она вообще любит всех Боярских и крепко надеется, что идиллический брак Михаила Боярского с Ларисой Луппиан никогда не станет предметом разборок на Первом канале...

«Фигаро» получили в этот вечер двое настоящих режиссёров, которые не состоят ни в одной театральной мафии, группе или шайке. Талантом взяли! Правда, они муж и жена – Кама Гинкас и Генриетта Яновская. Выдавленные из Ленинграда, они получили в Москве пространство московского ТЮЗа и сделали его одним из самых успешных и оригинальных театров столицы. Настоящий режиссёр отличается от самозванца тем, что с ним, с его помощью актёры играют лучше, острее, интересней, чем без него. И это в полной мере относится и к Яновской, и к Гинкасу. На вопрос, не бежать ли из Петербурга, а он возникает, как вспомнишь, сколько талантливых людей тут погублено или выдавлено, можно ответить, глядя на Яновскую и Гинкаса, так. Бежать можно, и разрыв с городом даст мощную энергию и большие возможности. Но стать самим собой, сформироваться – это надо делать в Петербурге.

Правда, есть оригиналы, которые, наоборот, из Москвы мигрировали в Петербург. Таковы народная артистка России Светлана Крючкова (она была в числе вручантов «Фигаро») и получант «Фигаро» старейшая актриса Театра Комедии Вера Карпова. Стройная, как молодая берёзка, весёлая, зажигательная и подвижная Карпова до сих пор на сцене. Что называется, не ошибся человек ни в выборе профессии, ни в выборе театра. Комедия – это стихия для таких, как Вера Карпова. Тут ещё есть обстоятельство: Карпова прелестна и симпатична, но не красотка, стало быть, обошлась без обычных для красавиц возрастных страданий и уродующих индивидуальность пластических операций. Смотреть на её живое лицо – одно удовольствие!

Статуэтку «Фигаро» получили также актриса Ольга Дроздова, режиссёр – руководитель пермского «Театра-Театра» Борис Мильграм и один из выпускных курсов питерского театрального института (как поощрение к будущим победам). Вручанты статуэток ничуть не уступали по крутизне получантам, судите сами: вручать «Фигаро» на сцену поднимались Людмила Чурсина и Эммануил Виторган, Дмитрий Певцов и Алла Будницкая, Евгений Князев и Виктор Мережко... Ведущие церемонии, Инна Волгина и Олег Куликович, провели всё звонко и чётко, «безумный антрепренёр» Фурманов в белом костюме метался вихрем между сценой и залом, и его волнение можно понять: всё здесь держится на нём, на его личных связях и просто поразительной для Петербурга энергии. В ней есть что-то марсианское. Недаром замер в кресле инопланетянин – Гергиев!

В сравнении с предыдущими церемониями на этом «Фигаро» было мало музыкальных номеров, но, видимо, петь перед Гергиевым в первом ряду смельчаков не нашлось. Спели Виторган и Певцов, но у них алиби: они драматические артисты, тем более они сразу извинились.

В общем маленькая фабрика имени Андрея Миронова на Петроградской стороне опять дала жару, и холодный город немного согрелся.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте