> И женщины зажгли! - Аргументы Недели

//Культура 13+

И женщины зажгли!

№  () от 27 декабря 2017 [«Аргументы Недели », Татьяна Москвина ]

Инга Оболдина в фильме «Жги!»

Обычно жюри всех кинопремий мается с женскими номинациями – ролей интересных и живо сыгранных мало, но не в этом году. Тут у нас прямо прорыв: во всех примечательных картинах 2017 года есть центральные женские образы. Есть глаза, в которые хочется смотреть и смотреть!

В БОГАТЫРСКОМ патриотическом кино действуют витязи, спасающие отечество, женщины фигурируют разве как соратницы с привлекательной внешностью. А вот в кино, идущем на контакт с действительностью, появились наши разнообразные современницы. В «Аритимии» Бориса Хлебникова – трогательная и норовистая жена героя Ирина Горбачёва. В «Нелюбви» Андрея Звягинцева – Марьяна Спивак, несчастная мать пропавшего мальчика. В «Тесноте» Кантемира Балагова – Дарья Жовнер, девочка из еврейской общины, полюбившая кабардинца. В «Жги!» Кирилла Плетнёва – сразу две героини, заключённая (Виктория Исакова) и надзирательница (Инга Оболдина). Наконец, скоро на экраны выйдет «Карп отмороженный» Владимира Котта, где подтянутся «зубры» – Марина Неёлова и Алиса Фрейндлих. Есть наконец из чего выбирать!

У героинь Горбачёвой, Спивак и Жовнер есть общая черта – они живут исключительно чувствами, [end_short_text]причём эти чувства заключены где-то очень глубоко, в таинственных женских недрах. Горбачёва в начале «Аритмии» только смотрит на своего мужа-врача, хорошего, но слабого человека, а мы уже понимаем, до какой тоски он её раздражает, по-женски раздражает. Она – обычная, симпатичная молодая женщина, не стерва, не хищница, но справиться со своим раздражением и даже отвращением она не в силах. Героиня Марьяны Спивак в общении с нелюбимым мужем – противная хамка, вздорная и склочная баба. Но вот она встречается с мужчиной, который ей нужен, – и лицо преображается: она вмиг становится нежной, обаятельной, увлекательной. Героиня «Тесноты» и сама не знает, отчего её так тянет к человеку чужих национальности и культуры, но и здесь заключено что-то важное и глубокое – тяга к самостоятельности, свободе. Что там, в этих женских недрах? Почему там возникает любовь или нелюбовь, а это решает так многое в жизни, и не только в жизни этих женщин? Надо заметить, к решению этого вопроса человечество не слишком приблизилось, если не считать тупых обывательских штампов. Женщины как агенты природы по-прежнему загадочны, а в исполнении хороших наших актрис – ещё и прелестны.

В фильме «Жги!» перед нами – зрелая женщина, её нелёгкая жизнь плотно сложилась, она работает в женской зоне, скоро военная пенсия… Но вот ей подарили на день рождения караоке, и она, вспомнив детство, в одиночестве поёт «Старинные часы» Паулса. Неожиданно её кто-то снимает на телефон и выставляет в Интернете. Поющая надзирательница прославлена на всю страну. В её убогую зону приезжает сама (!!) Ольга Бузова, чтобы уговорить нашу героиню принять участие в шоу «Зажигай!». Очень кстати одна заключённая оказывается выпускницей консерватории и готовит надзирательницу к выступлению… Ну, нормальный сценарный ход, хотя Бузова как богиня судьбы – это даже не смешно. Дело, конечно, в Инге Оболдиной, великолепной актрисе, которая показывает нам шаг за шагом, как из мундира высвобождается спрятанный человек. Вряд ли надзирательница Алевтина полностью переменит судьбу, но главное состоялось – она переменилась сама, из робота, из страшной функции стала человеком и женщиной, выпустила наружу спрятанный огонь дарования. Поборола инерцию существования – а это дано немногим, хотя многие об этом мечтают. Оболдину не назовёшь писаной красавицей, но она из тех актрис, от которых не отвести глаз, – такая сила притяжения в них и такая мощная натура (плюс мастерство, само собой). (Интересно, что в фильме появляются ещё две замечательные актрисы, про которых мы твёрдо знаем, что они могли бы работать в женской зоне, – Анна Уколова и Татьяна Догилева, так что подбор актёров весьма правдоподобный.)

Что до судьбы этих фильмов, она вполне удачна: «Теснота» отмечена на Каннском фестивале, «Нелюбовь», тоже там примеченная, отправилась от России на «Оскара», а вот «Аритмия» (приз «Кинотавра») стала любимицей отечественной публики. Очень уж хороша интонация картины – лёгкая, ироничная, душевная. Ведь всё, что там показано, довольно ужасно – талантливый врач и чудесный человек (играет его отличный актёр А. Яценко) живёт под игом идиотов-начальников, денег нет и не будет, кругом кретинские нововведения и больные-причудники. Маленькая съёмная квартира, и даже родная жена выгоняет спать на кухню, содрогаясь от ненависти! И тем не менее почему-то нет чувства безысходности. То ли потому, что коллеги нашего врача – тоже хорошие парни, то ли от его внутренней чистоты и порядочности… И кроме того, если в звягинцевской «Нелюбви» торжествует нелюбовь, то у Хлебникова – всё-таки любовь. И строптивая Горбачёва обнимает в финале своего мужа. Пусть нелепый и попивающий, пусть не богатырь и не витязь – а всё равно он лучше всех. И если именно такой парень приедет к вам на «скорой помощи» – вам повезло. Потому что это он – герой, а не мифический Коловрат.

У современного кино столько технических возможностей, что оно, казалось бы, влёгкую в состоянии обойтись без актёров вообще. Но нет, без человеческих глаз мы пока не можем. И у наших чудесных актрис есть работа, слава богу. Что до отечественного кинематографа, то он стабилен много лет: пять-шесть фильмов в год, которые можно смотреть. Цифра не меняется.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте