На экраны шумно вышла картина «Гоголь. Начало» – мистический триллер о необыкновенных приключениях молодого Николая Васильевича в Диканьке, и это только первая часть эпопеи. Вскоре зритель увидит ещё три части мрачного полотна, созданного «по идее Александра Цекало», – «Гоголь. Страшная месть» и так далее. Надеюсь, что «страшная месть» самого автора не настигнет создателей фильма. Тем более в главных ролях – Александр Петров и Олег Меньшиков. «Их-то за шо??»
Удивляет меня отчаянная смелость кинематографистов. А ведь можно было бы задуматься, хотя бы вспомнив, как в январе 2014 года на экраны вышла картина О. Степченко «Вий». В январе. А в феврале на Украине... Вия привели, как говорится. Некоторые приключения сопровождали и новую гоголевскую эпопею – первоначально это был телесериал, созданный под эгидой ТВ‑3. А этот канал как раз специализируется на мистике того сорта, что представлен на бумажных обложках соответствующих романов, – с окровавленными когтями и нехорошим оскалом девиц с гривами жёлтых или чёрных волос. Однако сериал всё не появлялся, и вдруг обрушился на экраны в виде кинофильма из 4 частей. То есть в откровенном треше, рядовом телемусоре, продюсеры узрели кинематографический потенциал. С одной стороны, это странность, а с другой – вполне старая советская практика, когда небольшие телесериалы («Щит и меч», «Угрюм-река») вначале выходили как фильмы. Правда, тот «продукт» был другого качества. Впрочем, все продукты тогда были другого качества, так что плачь – не плачь, мир живёт, как о нём задумано.
Первый приступ тревожных предчувствий подкатил к сердцу, когда я увидела в титрах неведомые фамилии шести сценаристов. Это мы опять идём в хвосте мировых трендов – сейчас даже длиннющие заморские сериалы из числа самых модных пишет один человек, максимум два. Шесть человек для художественного произведения – чистая катастрофа. Правда, все обломы и глупости замороченных сюжетных линий в современном кино маскируются залихватским монтажом. Да и чёрт с ними со всеми, с продюсерами, сценаристами и режиссёрами, мало ли дури на свете, но Гоголь! Мимо фильма, где изображён сам Гоголь, не может равнодушно пройти бедный читатель – и вот он становится зрителем.
Гоголь (Александр Петров) является нам приятно-нервозным молодым человеком, загримированным под канонический образ писателя, каковой устрашает уже не одно поколение школьников, вися на фронтонах и в коридорах школ. Усики, пробор, длинное каре из гладких волос, тонкая усмешка на губах. Он работает писарем в следственном отделе Третьего отделения, выезжает на происшествия. Началось с убийства одной барыни. Взглянув на распростёртое у камина тело, Гоголь впадает в экстаз и успевает записать что-то из увиденного в трансе. И тут на место происшествия прибывает знаменитый следователь Яков Петрович Гуро (Олег Меньшиков).
Элегантный, насмешливый, преисполненный отличного настроения, Гуро, по намёткам гоголевских прозрений, восстанавливает картину убийства. Теперь он спешит в Диканьку – там хронически обнаруживаются трупы девушек. Подчёркивается, что «молодых», но это, знаете, излишне – мы прекрасно понимаем, трупы каких девушек фигурируют в триллерах. «Возьмите меня! – просит Гоголь. – Это мои родные места!» Ну, поехали.
Злодея мы, кстати, уже видели, в самом начале, в лесу, где он злодействовал. Это чёрный всадник на коне, очень напоминающий персонажа «Сонной лощины» Тима Бёртона. Из него во время злодеяний вывинчиваются, как штопор, крупные многочисленные рога, формой напоминающие горно-козлиные. Морды не видать. Гоголь и Гуро поселяются на постоялом дворе и начинают расследование, окружённые угрюмыми аборигенами.
То ли малороссийский колорит перестал интересовать наших кинематографистов в принципе, то ли, как говорится, «утрачен секрет изготовления пряников», но красочности в этой Диканьке нет напрочь. Такая своего рода «сонная лощина», окрашенная в обычные для мистических триллеров сине-чёрные тона. Того избытка вкусной солнечной жизни, которая у Гоголя (писателя) граничит с ужасами тьмы, в этой Диканьке и быть не может. Даже овощи и фрукты отсутствуют, тем более песни и пляски. Женщины все ведьмы, кроме кроткой жены помещика Данишевского (Таисия Вилкова). Мужчины все куркули, явно что-то скрывают, кроме обаятельного пьяницы, доктора Бомгарта (Ян Цапник). (Кстати, один из шести сценаристов фильма явно что-то читал, потому что Бомгарт – фамилия из Булгакова.)
Наша парочка – Гоголь и Гуро – работает на контрастах. Гоголь каждые пять минут валится в конвульсиях и судорогах – припадок, обморок, сон, видения. Ему чудятся чёртова мельница, загадочная девица с полными губами, утверждающая, что наш герой – Тёмный и ему дано узреть дела Тьмы. Гуро, напротив, всегда свеж и бодр, великолепно себя чувствует, шутит и насмешничает. «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?» – цитирует Меньшиков знаменитую реплику своего Костика из «Покровских ворот». Такое впечатление, что артиста откровенно забавляет этот новый кинематограф, в который он попал.
Вообще – всё не просто так с этим Гуро. В середине фильма всадник с козлиными рогами его вроде как погубил, и Гуро сгинул в пламени. Но есть сильные намёки, что это мираж, и наш следователь, одетый в щегольское красное полупальто, отороченное смушками, ещё возродится. Оно бы хорошо было бы – без Меньшикова совсем уж смотреть будет не на что. Он избыточно хорош для этого треша. Смотрится как инопланетянин – житель другой планеты, где существует другое искусство. Да, трудно быть богом в мусорном бачке... Или, наоборот, легко-легко?
Мотивы из Гоголя действительно имеются. Например, красная свитка (в фильме именуемая рубашкой). Рыло свиньи. Злая мачеха Хавронья. Да только Хавронью зверски убивает её тихая падчерица, и убивает хитро, устроив маскарад и подкинув мнимые улики. А зачем? Да она не разрешила бы замуж выйти за любимого. Вот такая теперь Диканька, с такими дивчинами. Да! Не так обстояли дела на белом свете, когда в 1968 году я смотрела в «Стереокино» фильм «Майская ночь, или Утопленница» именно с теми стереоскопическими эффектами, которые потом стали называться 3D.
Фильм «Гоголь. Начало» – банальный рядовой фильм затасканного и замызганного от частого употребления жанра. Как зрелищный «продукт», он обычного стандартного качества. Но ведь это замешано на Гоголе. На писателе, в котором обычного, банального, рядового, стандартного не было ни грамма, ни капли, ни крошки. Эх! Вы бы там поосторожнее с Гоголем. Он ведь и вправду с чем-то эдаким связан, из чего вы хотите кассу сделать, а оно и впрямь существует. И ваше чёртово золото может вмиг обратиться в черепки... Ну вы меня поняли.
Забыла упомянуть имя режиссёра картины «Гоголь. Начало». Егор Баранов. Вам это нужно?