В новой картине петербургского режиссёра Дмитрия Светозарова («Прорыв», «Псы», «Агент национальной безопасности», «По имени «Барон», «Преступление и наказание») рассказана история томительного вожделения преуспевающего бизнесмена к умершей сто лет назад кинозвезде. Фильм называется «Тень», а бизнесмена этого играет Михаил Пореченков. Наверное, это одна из самых трудных ролей в его биографии.
БОРИС Гордин, статный крепыш, занимающийся строительным бизнесом, а на досуге прыгающий с парашютом, – как говорят на Востоке, «утратил вкус халвы». У него депрессия от пресыщения. Он может заполучить всё – и поэтому ничего не хочет. Тоскующими глазами смотрит он на фотографию, висящую в квартире его бывшей учительницы (старушка не желает освобождать комнату в расселяемой Гординым коммуналке). Кто эта изящная грустная красавица, привидение в стиле модерн? Это бабушка учительницы, звезда немого кино Листицкая. Подать мне её, немедленно!
На розыски двойника Листицкой отряжён кинорежиссёр-неудачник, шут гороховый, постоянно жующий чипсы и мечтающий снять киношку о Смутном времени (искромётный Юрий Стоянов). И вот удача – есть на просторах России такая же чистая, грустная, с глазами непадшего ангела (Варвара Щербакова). Мать у неё в тюрьме, работает она учётчицей на лесопилке, живёт в бывшем общежитии танковой части. Привязался к ней шебутной парень, только что из зоны (обаятельный П. Логачёв), бывший электрик. Полюбил дикой любовью. Тут за ней и приезжает режиссёр – тебя, дескать, хочет один человек, такой у него каприз...
Нельзя сказать, чтобы сценарий А. Красильщикова страдал художественной новизной. Всего-то десять лет назад появилась картина А. Кончаловского «Глянец», где запойный олигарх (Домогаров) требовал себе копию Грейс Келли, и ею неожиданно оказалась героиня Юлии Высоцкой. Мотив томительного вожделения современного мужичка к женщинам, которых больше нет, звучал и в литературе. Сама по себе ситуация искусственная, но подкладка у неё реальная. Не те женщины пошли! Нет в них тайны, нет очарования, стёрта какая-то нежная пыльца с крылышек. Гордин-Пореченков целует в затяжном прыжке партнёршу, а та сразу – «это что, ты меня в койку приглашаешь?» Койка, койка да ещё деньги, деньги... А где шёпот, робкое дыханье, трели соловья? Серебро и колыханье сонного ручья где, я вас спрашиваю?
Тут, конечно, и женщины могли бы насупиться и сказать, что и мужчины не те пошли, мужчины в шляпах были. Но кино в основном мужчины снимают, так что их «предъявы» выкатываются значительно чаще. Рассмотрим же данное сочинение.
Состояние депрессивной одури в сонных от пресыщения глазах – такое мог бы влёгкую сыграть Евгений Цыганов. А роль в «Тени» достаётся сказочному Пореченкову. Это ему надоело жить, он скучает? Да в Пореченкове жизни на десятерых хватит! Актёр явно мучается, но играет с присущим ему мужественным усердием. Глушит в себе бушующий фонтан природной энергии. Пытается затянуть светлые свои очи зловещим мраком. Изображает крайнее отвращение к людям, когда его герой на миг попадает в метро. И тем не менее перспектива интимной связи с ним никак не может оказаться нежелательной для девушки, которая... да ладно. Для любой девушки. Даже для такой странной и несколько аутичной, какова героиня прелестной В. Щербаковой.
А тогда – в чём проблема? Да никаких нет проблем. Не в том дело, что богатый парень может себе купить любую девчонку. В случае Пореченкова этот пафос не работает. С такими данными он мог бы по просёлку гонять на драном мопеде – и всё женское население в округе от 14 до 100 лет было бы его. Светозаров когда-то и воплотил для нас этот соблазн, сняв молодого Пореченкова в «Агенте национальной безопасности». Теперь уж ау, брат. Не докажешь, что Пореченков – гадкий, плохой, злой. Не поверим.
Тем не менее фильм «Тень» я смотрела не без удовольствия. Там заняты великолепные петербургские актёры, которым нынче редко выпадает шанс блеснуть на экране. Они не просто хороши – упоительны! Прелестна сожительница кинорежиссёра – лукавая и трогательная пышка Татьяна Тузова. Блеснул юмором Рудольф Фурманов (о нём «Аргументы недели» пишут постоянно, восторгаясь им и его Театром имени Андрея Миронова) в роли генерала-паралитика. Даже в небольшой роли видно острое драматическое дарование Оксаны Базилевич (сожительница Гордина). И конечно, Стоянов, Стоянов! Это чистая зрительская радость, которой так мало, ведь комиков у нас кот наплакал. При любой эксцентрике в Стоянове живёт удивительная мягкость, даже нежность к изображаемым придуркам, отчего они делаются ещё смешнее...
Дмитрий Светозаров (как Бортко, Лопушанский, Рогожкин) – из числа последних могикан «Ленфильма». Матёрый профессионал. Знает толк в актёрах. Работать умеет и любит – работать бы ему и работать. Хотя бы для того, чтобы петербургский кинематограф и славные его артисты не превратились окончательно в «тень».