Аргументы Недели. Челябинск → Культура

Цирк зажигает

, 09:05

В цирковой кассе творилось что-то невообразимое: очередь в три хвоста кипела и бурлила. «Где вы купили билеты?» - поймала на улице молодая мама с ребенком. Махнула рукой за цирковой вагончик. «Наверное, приезжие. Челябинцам объяснять не надо», - догнала мысль на ходу. Со всех сторон к цирку шла, бежала, скакала малышня в родительском сопровождении. В гардеробе свободных мест не было, с трудом пристроив одежку, пробираемся на свои места, готовимся внимать доброму и вечному.

 

Дрессура и экзотика

Уже при первом беглом взгляде было заметно, как преобразился многострадальный челябинский цирк: арену накрывал роскошный синий, расшитый золотом ковер, купол украшали цветные полотна. Окунувшись в темноту, зал превратился в звездное небо.

- Как красиво, - восторженно шепнула племяшка – лазерное шоу впечатляло и маленьких, и больших.

«Парад дрессуры и экзотики» привез в Челябинск легендарный цирк Юрия Никулина. По части экзотики специализировались змеи, крокодилы и африканский страус. Эти животные не отличаются умом и сообразительностью, дрессуре не поддаются. Ну что вы хотите? Глаз страуса весит в два раза больше его мозга – 60 граммов против 30. Понятно, что при таком малом количестве серого вещества научить птицу делать что-то специально практически невозможно. Так что на арену таких птичек вместе с рептилиями выпускают исключительно ради экстерьера.

Другое дело зебра с попугаями. Полосатый рысак постоянно пытался сбросить с себя мартышку, но уверенно бежал по кругу. Попугаи вообще выдали целую серию трюков: кувыркались на жердочке, ходили по лесенке, катались с горки. Верблюды чинно предоставили свои горбы джигитам. Бурю восторгов вызвал бегемотик. Несмотря на солидный вес, он играл в мяч, громоздился на тумбу, садился, словом, аплодисменты детворы заслужил.

Смешные и смелые

Человеческая часть труппы тоже оказалась на высоте и не только под куполом цирка. Замечательные клоуны постоянно теребили зрителей, включая их в свою игру. Заставляли играть в чехарду, быть музыкантами в импровизированном оркестре и даже выполнять настоящие трюки! Легко, остроумно, изобретательно.
С особым нетерпением племяшка ждала мото-шоу. Наслушавшись моих рассказов о бесстрашных девчонках, она с особым интересом следила за подготовкой: как сферу выкатили в центр арены, как ее укрепляли, собирали. За кулисами взревели моторы, и мотоциклисты влетели на арену. В советское время этот номер придумал артист Петр Маяцкий. И вот больше полувека спустя, челябинцы увидели аналог легендарного трюка.

Для несведущих объясню: трюк называется «Шар смелости». В сетчатом шаре ездят мотоциклисты по горизонтали и по вертикали, выполняя «восьмерки» и даже мертвые петли. Одиночный заезд, потом парный и даже тройной, хотя в шаре не так уж много места для трех людей да еще с мотоциклами. Машины трещали без умолку, извергали клубы дыма, метались в шаре, подчас напоминая гигантских и ужасно громких шмелей. Внезапно свет погас, мотоциклы и костюмы каскадеров включили подсветку, что усилило впечатление.

В шар шагнул артист, мотоциклист стал кружиться вокруг него, вытянув руку. Казалось, он вот-вот дотянется до головы помощника, хотя сначала шар представлялся огромным. Наконец, апофеоз. Боковые створки разъехались, а Арсен Арутюнян накручивал одну за другой мертвые петли по узкому кольцу.

Рискованная профессия

- Какая ты смелая! Ты не побоялась стоять в шаре, как этот мальчик, – после представления мой авторитет в глазах племяшки взлетел буквально до небес (побывав на репетиции, пристрастный зритель рискнул постоять в шаре с летающим по стенкам каскадером). – Неужели тебе не было страшно?

- Нет. Этим людям можно доверять.

- Почему? Ты же их совсем, совсем не знаешь!

- Потому что они – настоящие профессионалы. Других в цирке просто не бывает.

Мы помолчали немножко.

- Я поняла, - озвучил свой умственный процесс ребенок. – Они же рискуют жизнью, поэтому ошибок быть не должно. Это самые лучшие артисты!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram