Аргументы Недели → Культура

Алексей Учитель: «Я никогда в нашей стране не чувствовал цензуры»

, 14:39

Заслуженный деятель искусств РФ, народный артист России, кинорежиссер Алексей Учитель представил в Санкт-Петербурге свою новую картину «Восьмерка» по повести Захара Прилепина.

 На экране зрители увидят историю «любви без тормозов», которая становится причиной смертельной схватки между четверкой молодых парней из ОМОНа и бандой, которая держит в страхе весь город. Несмотря на то, что действие в фильме происходит в «лихие 90-е», украинские власти запретили показ картины на своей территории. Алексей Учитель в интервью корреспонденту «АН – онлайн» высказал свои предположения на этот счет.

- Вашу картину впервые запрещают к показу, можно ли этот запрет отнести к цензуре?

- Я никогда в нашей стране не чувствовал цензуры. Во всяком случае, на протяжении последних двадцати лет. Да и сейчас ее не ощущаю. Что касается Украины, то официального запрета на показ «Восьмерки» в этом государстве не было. У нас нет ни каких запрещающих документов. Посмотрим, я надеюсь, что разум возобладает, и фильм будет показан в Украине.

- Что на ваш взгляд такого запретного углядели, в фильме украинские власти?

- Сложно сказать, этот вопрос скорее нужно задать им. Мне кажется, что они как-то ассоциативно связали российские силовые структуры со своими силовыми структурами в контексте текущих событий. Что в корне ошибочно, естественно...

- Возможно, они обиделись на то, что вы подписали обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики Владимира Путина на Украине и в Крыму. Вот и ввели своего рода санкции?

 

- Уверен, что данное письмо тут совершенно не причем. Под ним подписалось довольно много людей. Знаете, любой деятель культуры, это, прежде всего человек. Раскалывать, разделять, сеять какую -то ненависть между людьми – это безумие. Я очень сильно люблю Украину и Крым, у меня там живут мои друзья и товарищи и все переживают. Я всегда протестую только против одного – против гибели людей. Вот этого допускать нельзя, и нужно останавливать кровопролитие любыми способами, это моя позиция.

- «Восьмерка» получилась очень жесткой картиной, что отражает эпоху лихих 90- х годов. А чем для вас запомнилось то время?

- Когда я прочитал повесть , у меня после нее осталось какое-то светлое чувство, несмотря на драматизм истории. Особенно от главных героев, четырех ОМОНовцев, и мне захотелось снять фильм о них. Я не раз говорил, что деление на черное и белое всегда самое противное и неправдоподобное. Я действительно не могу снимать картину, если не люблю своих героев. Мы даже самого отрицательного персонажа, наделили положительными качествами, чтобы он не казался примитивным. Ему тоже подвластно любовное чувство, ему также можно сочувствовать. Я не вижу, мрака, когда люди борются за свою любовь. Возможно, их средства иногда выходят за рамки приличия, у них «сносит крышу», но они идут напролом к своей цели несмотря ни на что. Мне это любопытно и интересно. Да тогда время было такое далеко неоднозначное, но для меня оно было безумно интересным. Тогда позволялось многое, на экраны можно было вынести вещи, которые ранее были под запретом.

- Не возникало ли у вас желание перенести действие фильма в наши дни?

- Такие мысли были, но посовещавшись, решили этого не делать. Эта картина актуальна и в наши дни, если вы отправитесь из Петербурга в Новгород, Псков или другой провинциальный город, то увидите очень много таких «восьмерок» и ребят в куртках и джинсах. Безусловно, за прошедшие годы произошли большие события, но очень многое еще сидит внутри нас именно с тех 90-х. А уж в маленьких городах, это точно. Еще мы сделали этот фильм, для того чтобы каждый зритель смог сравнить насколько он изменился за это время. Может быть не такие уж и лихие они были, может быть сегодня мы живем в более лихое время.

- Премьера фильма осенью состоялась на фестивале в Торонто. Западная публика с восторгом приняла картину. Чем фильм привлек иностранного зрителя?

- Фестиваль в Торонто очень своеобразный. С каждым годом он приобретает все большее значение и среди профессионалов наверное считается вторым по величине после Каннского фестиваля. На нем не присуждаются призы, зато собираются покупатели и прокатчики со всего мира. Вообще количество звезд мировой величины там зашкаливает. Такого количества фанатов у гостиниц и на улицах, которые встречают своих кумиров немыслимыми звуками, я не видел нигде. Футбольные фанаты просто отдыхают. Я в Торонто был в третий раз. До этого мы показывали фильм «Космос как предчувствие», тогда нам задавали вопросы, требующие пояснения, а «Восьмерку» западный зритель понял сразу, им ничего не пришлось объяснять. Нам даже предложили купить права на ремейк этого фильма, который хотят снять в Канаде или США. Мне кажется западная публика увидела фильм о любви, для них ОМОн это полицейские которые тоже могут влюбиться. Они рассматривают эту историю с человеческой точки зрения, поэтому она и задела их.

- На какую аудиторию рассчитан фильм?

- Я думаю, что он будет интересен всем, в том, числе и современной молодежи. Потому что многие черты присуще нам и сейчас. А потом история, основанная на любви это всегда интересно любому зрителю.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram