В московском театре «Модернъ» состоялась премьера спектакля «Фантазии…» по знаменитой пьесе Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева». Причём роль тётушки исполняет художественный руководитель театра, народная артистка России Светлана Врагова.
Эту яркую, эксцентричную женщину, которая Мастер и Маргарита в одном лице, многие знают по темпераментным телевизионным выступлениям. Но кто решит заглянуть в её театр на Спартаковской площади, обнаружит, что и театр Враговой ярок и эксцентричен, подобно своей создательнице.
В «Модерне» всегда красиво и занимательно. Может, не всегда понятно – потому что режиссёр не любит ничего обыкновенного и банального и температуры «нормальной», которая 36,6, на сцене не сыщешь. Всё кипит страстями, всё словно «сдвинуто по фазе»! Вот и пьеса Аллы Соколовой стала основой оригинального театрального представления – хотя она не искажена и не разрушена. Но действие перенесено с конца 70-х годов прошлого века в наши дни, кое-что сокращено, кое-что дофантазировано и преображено. Получилась не бытовая история, а скорее притча о хороших людях и нежных чувствах, которым трудно выжить в современном мире.
В небольшом провинциальном городке живёт мама с двумя дочками – Люба ещё старшеклассница, а Саше тридцать лет, и личная жизнь её не устроена. Саша отчаянно любит некоего Бедхудова, тогда как за ней начал ухаживать чудак – зубной врач Павел Фарятьев. Однако сердцу не прикажешь, стоит загадочному Бедхудову снова поманить Сашу – она убежит к нему, оставив Фарятьева в тоске и отчаянье. Его между тем полюбила младшая дочь Люба, но это чувство не нужно Фарятьеву, он не слушает слов влюблённой девочки… Вот и все персонажи и события «Фантазий Фарятьева». Мечты о лучшей жизни, тоска неразделённой любви, непонимание близких людей – красивый и грустный текст Соколовой, выполненный словно «акварельными» красками, явно ориентируется на бессмертного Чехова. Четыре сильно выписанные женские роли и большая обаятельная мужская роль в центре – неудивительно, что пьесу играют вот уже почти сорок лет.
Врагова прежде всего подчеркнула злую тревогу, которая окружает наших мечтательных героев. У них нет быта и уюта, они двигаются среди чёрных загородок и сидят на чёрных скамейках. Бедхудов, в пьесе – внесценический персонаж, появляется на сцене «Модерна» как человек без лица,сопровождаемый стайкой весёлых молодых людей, они же – приятели младшей сестры, психованной, тощей и злой Любы (М. Дианова). Это, очевидно, избирательный штаб Бедхудова, он чуть ли не мэр этого городка, он власть, он сила, враждебная трепетным сердцам. Павел Фарятьев по пьесе – «некрасивый человек неопределённого возраста», но играет его герой-любовник «Модерна» Олег Царёв, и как могла девушка Саша (М. Орлова) не полюбить такого славного парня? Могла, потому что – заколдована, отравлена злыми чарами, как принцесса из старой сказки. Отвергает настоящего человека и гонится за химерой, упырём, чёртовой куклой. В спектакль вставлены небольшие пантомимы, происходящие за прозрачной занавеской, и там уже всё окончательно романтично, странно и тревожно – силуэты героев намекают нам на какую-то вечную человеческую драму одиночества и несчастья.
Он, наверное, действительно инопланетянин, этот Фарятьев, он пришелец, так убеждённо и проникновенно говорит он о том, что наши предки прилетели с другой планеты. «Почему во сне мы говорим на языках, нам не известных, совершенно свободно? Почему мы видим явственно удивительные ландшафты и строения, знакомые нам и которых мы никогда не видели наяву? Почему? А чувства, необыкновенные, яркие, горячие, которые мы забываем днём?» Царёв говорит совсем просто, вроде бы безыскусно, но зал замирает – людям напомнили о чём-то ужасно важном, ткнули в душу, как в больной нерв, и придавленная бытом и временем душа сразу напомнила о себе.
У чудака Фарятьева и тётушка, конечно, под стать ему – её-то и играет сама Врагова с удивительной лёгкостью и свободой. Сидя в кресле, которое, разумеется, не стоит спокойно на планшете, а взмывает по тросу метра на три вверх, тётушка, наряженная в кружевную пелерину, беззаботно плавает в море личных фантазий, и достучаться до её рассудка уже невозможно. Она в полном смысле слова «отъехала» – а притом понятно, что это прекрасный человек, который прожил чистую добродетельную жизнь. Но теперь она и действительность – две вещи несовместные. Ужасно смешно сделана сцена встречи мамаши (Елена Стародуб) и тётушки, когда заполошная мамаша пытается осторожно выяснить у тётушки, не безумен ли часом её Павлик. Люблю, когда юмор не переходит границы хорошего вкуса, и тут как раз такой случай. Несчастные добрые тётки нисколько не унижены и не окарикатурены. Зритель смеётся беззлобно, узнавая себя и своих знакомых, – на которых возраст и страх перед действительностью наложил свой панцирь, и они уже с трудом реагируют на жизнь, предпочитая какой-то свой налаженный мираж.
Не обласканный жизнью, потерявший любовь, Фарятьев в конце спектакля становится лицом на экране, он ушёл, улетел куда-то, и останется ли вообще в мире место для горячей и светлой человеческой души? Неужели все поголовно будут мечтать исключительно о миллионе долларов, и этой скучной гадостью закончится история бескорыстных человеческих фантазий, в которых было столько чудесного!
«Мы мучаемся над мелкими, никому не нужными проблемами, мы тратим наши мысли и чувства впустую, мы от рождения смотрим себе под ноги, только под ноги… Мы умираем, так ничего и не поняв: кто мы и зачем мы здесь. А между тем где-то глубоко в нас живёт одно стремление: туда, ввысь, домой! В тот далёкий мир, откуда мы пришли. И где живут такие же люди, как мы. Только они дома и счастливы. Мне даже кажется, что иногда они думают о нас. Им нас очень жаль… Вспомните, у вас не было такого чувства, что кто-то жалеет вас и ждёт?»
Такие слова звучат на сцене «Модерна» – и зритель взволнованно и растроганно молчит. Хорошая это тишина…