Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Москва → Культура

Голос деревни

, 16:57 , Обозреватель отдела Общество

«В суши-барах они не бывают и в соляриях не загорают.У них нет дорогой гарнитуры, наплевать им на эмо-культуру,не сидят в «контактах», в онлайнах. Они вкалывают на комбайнах».

Так автор-исполнитель Игорь Растеряев открывает городской молодёжи скрытый от неё мир деревни. Сам он не сельский человек – питерский интеллигент, актёр. Но огромную часть своей жизни провёл и проводит на исторической родине – в хуторах Волгоградской области.

Всероссийскую известность Игорь приобрёл благодаря Интернету, где разместил свою песню «Комбайнёры». За ней последовали другие хиты народно-патриотической направленности: «Георгиевская ленточка», «Звонарь», «Про Юру Прищепного».

Фольклор в мировой паутине

«АН»: Жив ли сегодня русский фольклор? Пополняется ли он новыми жемчужинами?

Растеряев: Для  начала я бы крепко определился, что такое  русский  фольклор. Если под     этим понятием   подразумевать хороводы  и старинные песни, которые поются   обычным населением  в  обычных  условиях, а не  артистами на специальных фестивалях, - тогда  живость  русского  фольклора вызывает у меня  сомнения. Сужу  по  своему опыту хотя бы – я десять лет назад  на хуторе Субботин в Волгоградской области записывал казачьи  песни. Те женщины, что мне их пели, были  пенсионного и глубоко пенсионного  возраста. Они песни эти переняли от своих предков, те – от своих, и так далее. А вот у них  эти песни  всю жизнь перенимали не потомки, а специалисты – как уже что-то уходящее. Вопрос - почему? Да потому, что в XX веке произошла  техническая  революция - появились радио, телевизор и прочий кинематограф. То есть была прорвана  информационная  изоляция одного региона от другого. И все стало постепенно общим: и еда у всех теперь из «Магнита», и одежда одинаковая, и сайдинг с металлопрофилем, и песни в том числе. Поэтому дело здесь совсем  не в черствости поколения, которое якобы неблагодарно забыло о корнях.

Я бы вообще  само понятие определил так: фольклор – это художественное высказывание  непрофессионала, выражающее чувства и мнение большинства  своих современников. И вот в этом смысле для фольклора  сейчас вообще самые прекрасные времена, потому  что появилась такая  вещь, как интернет. Он распространяет   любую понравившуюся песню, выражение, стихотворение  не до  границы  области и края, а гораздо шире - до всех носителей  языка. Я, например, обожаю читать комментарии под понравившимися мне в интернете  видеороликами. Там люди такое  пишут - можно со смеху  помереть иногда. Народ у нас очень остроумный и острословный. Так  что с фольклором у нас все  будет хорошо.

«АН»: Вы и сами стали широко известны благодаря интернету.

Растеряев: Я абсолютно уверен, что интернет произвёл революцию в музыке, так как избавил слушателей от формата радиостанций и дал им возможность самостоятельно находить интересных исполнителей.Нет  таких  выражений, которые бы  смогли передать  всю  мою  благодарность Интернету. Ведь  получается что? Я сейчас говорю эти слова, а в это же  время, возможно,  кому-то пою. То есть доношу напрямую до человека  то, что хотел сказать, и так, как хотел сказать. И это прекрасно.

«АН»: Хотелось бы вам выступить на Евровидении с какими-нибудь аккомпаниаторами? Как, вообще, относитесь к этому шоу? Болеете ли за российских артистов?

Растеряев: Нет, на Евровидении мне выступать не хочется – ни с  аккомпаниаторами, ни без. К Евровидению я отношусь  как  к  данности, оно меня ни воодушевляет, ни раздражает. Сам я его не смотрю по причине того, что мне вообще не очень интересны проекты. Мне интересно  живое авторское творчество, а там все продумано, поставлено и прилизано для меня слишком. Да, возможно, у тех, кто его любит смотреть, в случае победы своей страны  оно может вызвать чувство патриотизма.

«АН»: Какими, на ваш взгляд, должны быть критерии, по которым страна выбирает артиста, достойного представлять её?

Растеряев: Думаю, критерии отбора бесполезны. Ну, выберет страна, допустим, кого-нибудь. Потом с ним поработают стилисты, постановщики танцев - и получится уже все равно не то, что изначально выбирали. 

Тоже люди

«АН»: В чём главное отличие деревенских жителей от городских? 

Растеряев: Особых  отличий  я  не  вижу. Просто занятия и быт  слишком разные. Насчет сельской культурной  жизни могу сказать,  что огромную роль в ней играет телевизор, причём у кого-то антенна принимает всего два канала. В наших краях в каждом хуторе еще проводятся массовые  праздники: день Хутора, день Молодежи - в общем,  несколько раз в году. Интернет есть, но тормозной. Газеты  читают. Книги тоже. Думаю, политизированы сельчане в тех же пропорциях, что и городские.

«АН»: Почвенники считают безграничную урбанизацию смертью для страны, поскольку только в дереве сохраняется достаточная рождаемость.

Растеряев: По моим наблюдениям, рождаемость  в деревне  примерно такая же, как и в городе. Скорее, стоит говорить о том, что деревня в большей мере является носителем национальной культурной идентичности. Потому что на идентичность, по моему мнению,  сильно  влияет окружающая природа . Лес, степь, горы - всё это определяет наше самоощущение. Да  и  к тому же деревня  меньше  заражена  бациллой  чуждых  нам  ценностей, там больше единого мнения о тех или иных вещах.

«АН»: В советском искусстве образы рабочих и крестьян были центральными, а теперь они не в почёте. Если и появляются, то обычно преподносятся в насмешливом свете. Почему так? 

Растеряев: Я бы сказал, что и сами рабочие и крестьяне  нынче не в почете. А уже потом, как следствие, и всякие их образы. Вообще, хорошо бы телевидению немножко подустать от тематики  стрельб и расследований. А то перебор, по-моему,  слегка  имеется.

 Экстремизм – вина не наша

«АН»: «Наши нищие деревни», - поёте вы. Русская деревня – это четверть населения страны. Для обычного городского жителя этих миллионов людей как будто не существует – они словно чёрная дыра, «их совсем вроде как бы и нет», говоря словами вашей песни. Стереотип о деревне таков: все нормальные люди оттуда уехали, остались только пропойцы. Насколько справедливо такое суждение? Правильно ли говорить, что сельчане – кормильцы России?

Растеряев: Правильно. Правда, какие именно сельчане? Когда видишь в магазине картошку из Израиля и морковку из Египта, думаешь: молодцы, очень много картошки и морковки вырастили! Что касается русских сельчан, то хотя бы по нашей  Раковке  в Волгоградской области статистика такова. В начале 90-х там было  довольно много фермеров – и крупных, и некрупных. Сейчас остался один. Всех остальных  передушили. Земли  скупил  АГРОхолдинг, и все опять  работают как в колхозе. Крупный бизнес вообще очень любит землю скупать – якобы для земледелия, а в действительности ему удобно деньги на ней отмывать. Засуха там или затопило – и списали все деньги, что в урожай якобы вбуханы.

А  у фермеров две беды: неурожай и урожай. Арбузы  полями бросали 2 года назад: трактор шел и запахивал, я сам видел  лично. Дешевле запахать, чем продать.

«АН»: Общественные деятели, выражающие интересы крестьянства, говорят прямо: российская власть считает сельчан людьми второго сорта. Особенно актуально данный тезис звучит после вступления России в ВТО, которое начало планомерно губить отечественного производителя. Ощущают ли сельчане наплевательство властей в свой адрес? В числе врагов России у вас упоминаются «сучка Кондализа», НАТО, смуглые ребята. А наша «родная» власть не входит в этот перечень? «Все же кто-то, ей-Богу, их подтолкнул и подставил», - поёте вы о спившихся крестьянах. На кого намекаете?

Растеряев: В этом году кто-то запустил африканскую чуму свиней в Волгоградской области. В результате стали ходить по дворам и резать свиней – сотнями. А многие крестьяне взяли и… повесились. Они кредиты понабрали под этих свиней, а их всего лишили. Все местные поголовно уверены: это придумано специально, чтобы поддержать крупный бизнес – огромные свинокомплексы. Там свиньи заграничных пород  в стоячем положении  набирают рекордный вес в рекордные сроки на специальных кормах, оплывая жиром. Шашлык с такой свиньи не получается - одно сало.

«АН»: Вы первый патриотический автор-исполнитель, которого не воспринимают как экстремиста. Как думаете, почему патриотизм так часто переходит в воинственность, в противопоставление себя – другим?

Растеряев: Воспринимают  меня,  прямо  скажем, по-разному. А  насчет  воинственного патриотизма скажу так: переходит  он в экстремизм  только потому, что силы, которые  должны  устранять проблему,  из-за которой  эти настроения вспыхивают, - сидят и ничего не делают.

«АН»: Вы поёте: «У России нет никаких границ - у России есть только горизонт!». Применим ли этот принцип ко дню сегодняшнему? «Как-то ты недобро щуришься, браток. Отдавай-ка быстро островок!» - относится ли эта строчка к российско-японским спорам о принадлежности Курил?

Растеряев: Эта строчка  относится  к  завоеваниям  казаками Сибири и Дальнего Востока. Того казачьего народа уже нет – «спасибо» геноциду. Песня может перекликаться или не перекликаться с днём сегодняшним, не более того.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram