Каким образом в сознании обеспокоенной состоянием национальной культуры общественности репертуарный театр слился с именем Константина Станиславского, теперь уже точно выяснить невозможно.
Театр репертуарный – это крепостной театр, родившийся гораздо раньше Станиславского – в далеком 17 веке еще при царе Алексее Михайловиче. Он, следуя европейской моде, велел боярину Артамону Матвееву обогатить жизнь царского двора оригинальным развлечением.
Матвеев, в свою очередь, поручил пастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори заняться набором актёрской труппы. Священник уговорами и силой собрал 64 молодых мужиков и мальчиков-подростков, сочинил пьесу «Артаксерксово действо» на библейский сюжет об Эсфири, спасшей еврейский народ от бесчинств Амана.
Новоявленных артистов заперли в сарае и велели вызубрить текст. Надо сказать, народ мобилизации в артисты боялся хуже призыва в армию, в которую в те давние времена забривали на долгие 25 лет. Ибо дело было совсем непонятное, да и опасное: церковь лицедейство не одобряла до такой степени, что традиционных актеров – шутов да скоморохов даже хоронить на церковной земле не позволяла.
Однако вынужденные подчиняться крепостные текст запомнили, и 17 октября 1672 года в частном доме вельможи состоялось первое представление. На этом важном событии присутствовали сам царь и все его ближние бояре. Специальная ложа была отдана царице и её придворным дамам. Представление длилось десять часов, царь досмотрел до конца и остался очень доволен: пьеса была актуальна, поскольку была посвящена добрососедским отношениям с Персией, чего Алексей Михайлович в то время и добивался.
Однако когда спектакль закончился, зрители на всякий случай в полном составе отправились в баню, поскольку после присутствия на неодобренном русской церковью действе сочли необходимым смыть с себя все грехи.
Несмотря на порочность, зрелище, или как его тогда называли, позорище верховной власти понравилось, актеров приписали к театру и уже в 1673 году первый русский театр получил собственное помещение – в Кремле, в здании Аптекарской палаты.
Особо хочется напомнить, что тем самым первым актерам жилось так непросто, что они еще тогда написали первую челобитную русскому царю.
«Царю государю и великому князю Алексею Михайловичу, всея великия и малыя и белыя России самодержцу бьют челом подьячишка Васка Мешалкин с товарищи. В нынешнем государь во 181 году июня в 16 день по твоему великого государя указу отослали нас холопей твоих в немецкую слободу для научения комедийного дела к магистру к Ягану Готфрету, а твоего великого государя жалования корму нам холопем твоим ничего не учинено и ныне мы холопи твои по вся дни ходя к нему магистру и учася у него платьишком ободрались и сапожишками обносились и пить есть нечего и помираем мы холопи твои голодною смертию. Милосердый государь, царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя России самодержец! пожалуй нас холопей своих, вели государь нам свое великого государя жалованье на пропитание поденной корм учинить, чтоб нам холопем твоим будучи у того комедийного дела, голодною смертью не умереть. Царь государь, смилуйся, пожалуй».
Царь тогда смиловался и пожаловал выдавать по 4 деньги на день каждому из своих комедиантов.
С тех самых пор театр на Руси вошел в моду, а каждый уважающий себя боярин считал необходимым иметь собственную крепостную труппу, которую содержал, но определял ей необходимый репертуар и правила жизни и работы.
При Петре Великом, в 1702 году Москва познакомилась с антрепризным театром: в тот год первый антрепренер Иоганн Кунст привез из Неметчины труппу из девяти человек «царскому величеству всеми вымыслами потехами угодить и к тому всегда доброму, готовому и должному быти».
Только потом, 7 января 1751 года купец Федор Волков трагедией Сумарокова «Хорев» открыл в Ярославле первый общедоступный театр свободных актеров.
В самом конце века девятнадцатого профессиональный инженер, сын промышленника Сергея Алексеева, актер-любитель Константин тогда-еще-не Станиславский, игравший на досуге в художественной самодеятельности на подмосковной даче в Любимовке, недовольный состоянием русского репертуарного и антрепризного театра, организовал с товарищами по увлечению на собственные деньги альтернативный театр, со временем получивший имя Московского художественного общедоступного.
Станиславский, в противовес общепринятой традиции утверждал, что режиссер должен не подгонять актера под роль, прописанную в пьесе, а вместе с актером находить в душе исполнителя те струны, которые отзовутся на события, рассказанные драматургом, а тем самым заставят исполнителя не изобразить, а пережить судьбу своего героя и этим сделать героя понятным зрителю.
Этот уникальный подход к актеру и лег в основу той самой Системы Станиславского, которая в двадцатом веке завоевала мировое театральное искусство. Живой театр, предупреждал сам его создатель, может полноценно жить лет 10-15, потом ему необходимо обновление, иначе он умирает. Поэтому всю историю МХТ от него постоянно отпочковывались новые образования, часто, на первый взгляд, противоречащие своему отцу, но при ближайшем рассмотрении тщательно развивавшие главный тезис Станиславского об уникальности и неповторимости результата совместного творчества драматурга, режиссера и актера.
Вот только советским законом прикрепленные к зданию и кормушке деятели театрального искусства Систему постепенно превратили в глиняного идола, у которого под тяжестью собственной значимости начали разваливаться ноги.
***
То, что сделает режиссер Кирилл Серебренников с вверенным ему театром имени Гоголя, станет точкой отсчета для реформы московских театров, пообещал глава столичного департамента культуры Сергей Капков.
"Мы заявляем, что у нас нет планов закрыть театр, переформатировать его в клуб. Тем более, нет планов выносить приговор всему репертуарному театру", - заверил он журналистов.
Объяснив публике, что у театра нет иного пути, как в корне менять образ жизни, чиновник объявил, что волевым решением завершает конфликт, который вылез на публику в начале августа, когда в упомянутом театре в одночасье поменял главного режиссера: "Это были сложные и трогательные два месяца, трогательные и для нас, и для актеров, но сегодня - время поставить точку в этом конфликте, в этом затянувшемся спектакле. Театру нужны перемены, они никогда не давались легко, но другого выхода нет".
Капков напомнил, что пути вывода российского искусства из кризиса решаются на федеральном уровне. Там, в том числе, в ближайшем будущем будет решен вопрос о переводе актеров на контрактную систему, уточнил он.
"Мы хотим, чтобы Театр Гоголя стал точкой отсчета новой системы управления, новых критериев оценки деятельности театров. Уверены, что талант Серебренникова, Малобродского и профессионализм труппы принесут результаты. Нам важно, что площадка Театра Гоголя станет площадкой для различных проектов, в том числе, для "Саундрамы" Панкова. Рассчитываем, что в театр вернется критик и зритель", - описал светлое будущее Капков.
После этого сам новоявленный реформатор театра объявил, что первыми премьерами вверенного и обновленного им учреждения культуры станут спектакли, основанные на киносценариях классиков мирового киноискусства Райнера Фасбиндера, Лукино Висконти и Ларса фон Триера, а откроется площадка 2 и 3 февраля показами перфоманса "Вокзал".
"Мы сделаем историю про вокзал, часто говорят, что вокзал это некое осложнение и большая проблема. Мы хотим попробовать исследовать это пространство с современными драматургами, современными подходами и сделать музыкально-драматический перформанс, общий джем-сейшн, который будет идти два дня", - рассказал Серебренников.
Потом на большой сцене театра зрители увидят спектакли по сценариям фильмов "Страх съедает душу" Райнера Фасбиндера, "Идиоты" Ларса фон Триера и "Рокко и его братья" Лукино Висконти.
"Сейчас мы заняты покупкой прав, драматурги адаптируют эти истории к современной Москве. Это будет трилогия: я буду ставить "Идиотов", "Рокко и его братьев" я предложил сделать замечательному кинорежиссеру Алексею Мизгиреву - это его тема (подпольные бои и много любви и все это в большом, сложном городе), а третью часть - Фасбиндера, я предложил молодому режиссеру, ученику Додина, много работавшему в Европе - Владиславу Наставцеву", - пояснил худрук.
Еще три премьеры пройдут на малой сцене - "Митина любовь", которую также поставит Наставцев, "Елка Ивановых" в постановке молодого режиссера Дениса Азарова и "Русская Красавица" ученицы "Седьмой студии" Жени Беркович.
По словам худрука, будет представлено и несколько "специальных событий", среди которых - "Сказка о мертвой царевне", которую покажет театральная студия SounDrama, фестиваль современного танца "Диверсия". Кроме того планируется работа большой режиссерской лаборатории, в которой примут участие семь групп молодых актеров и режиссеров.
"Им будет предложено сделать заявки на спектакли по советским киносценариям. Тема всего нашего сезона будет связана с кино", - пообещал он.
В театре Серебренников планирует проводить музыкальные концерты и создать систему артхаусного кинопоказа, которую, по словам худрука, взялся курировать кинообозреватель Стас Тыркин.
"Очень бы хотелось, чтобы "Гоголь-центр" стал центром современного театра, чтобы работали интересные режиссеры, чтобы была экспериментальная площадка, современное артхаусное кино, современная музыка и современные молодые зрители", - заключил режиссер, уточнив, что театр останется репертуарным, но спектакли будут показывать блоками - три-четыре спектакля сразу. Вместо классической труппы на сцене будут играть резиденты, среди которых - "Седьмая студия", актеры театра Гоголя, театральная студия SounDrama и компания Dialogue Dance.
Что из всего этого получится – родится ли новый театр, или очередной синтетический уродец – пока не знает никто.
Но узнать, получится ли из Серебренникова реформатор театра двадцать первого века, можно только при одном условии: если планы будут реализованы, даже несмотря на понятное сопротивление тех актеров Театра Гоголя, которые совсем не хотят менять привычный образ жизни, а поэтому уже отправили челобитную всем возможным собственным хозяевам. Хотя понятно, что подопытным кроликом не хочется быть никому.