Круглая дата, которую отмечает Международный фестиваль «Звезды белых ночей», сопровождается шквалом споров. К своему 20-летию проект Мариинского театра представил премьеру оперы Мусоргского «Борис Годунов».
Юбилейный XX фестиваль Мариинского театра «Звезды белых ночей» проходит в Санкт-Петербурге с 25 мая по 15 июля. Фестиваль открыли оперой «Борис Годунов». Постановку осуществил Грэм Вик под управлением Валерия Гергиева. В главной роли — Евгений Никитин. Спектакль также будет показан и 26 июня.
Критики указывают, что в этой постановке нет почти обязательной для оперы любовной линии. Нет Марии Мнишек, лишь дважды появляется Гришка Отрепьев. На первом плане Борис Годунов, его сын Федор и — главное — Василий Шуйский. Человек, который стоял за спиной царя. По стилистике постановка, скорее, подошла бы для второй сцены Мариинского театра, нежели для академической площадки.
Еще многих шокируют декорации, отсутствие исторических костюмов. Артисты на сцене появляются в будничной одежде — брюки, свитера, куртки. Спектакль разрушает оперную традицию с самой первой сцены, как только поднимается занавес. Действие разворачивается не в XVI веке, а в наше время. Мрачная картина. На земле — золотой герб Советского Союза. 1991 год.
В постановке много неожиданного и одновременно очень знакомого: омоновцы усмиряют несогласных, чиновники с опознавательными знаками «единороссов» заседают, Юродивый в майке супермена хвастается перед детьми своей «копеечкой», а монахи отдыхают в корчме вместе с проститутками на русско-литовской границе.
Лица, как в наших телевизионных сериалах, особой симпатии не вызывают. Обилие торгашей, чинуш, ментов, работников ЖКХ — что они там делают? Ну, например, молят Бориса Годунова о том, чтобы он венчался на царство, а пристав с дубинкой тем временем вдохновляет их на «искренность». Грем Вик «Бориса Годунова» максимально приблизил к российским реалиям.
Британский режиссер называет «Бориса Годунова» своей любимой русской оперой. «Сценическая интерпретация оперы Мусоргского подразумевала поиск театрального языка, живого для нашего времени, на котором может вестись диалог о том, насколько мы схожи или различны с персонажами из тех далеких времен», — говорит режиссер о спектакле.
Кстати, «Борис Годунов» — это не первая работа Вика в Мариинском. Он уже встречался с труппой театра еще в 1990-е годы, когда поставил здесь оперу «Война и мир» Прокофьева.
В Мариинском театре опера Мусоргского, начиная с 1874 года, ставилась 10 раз. Среди самых значительных постановок — спектакль Всеволода Мейерхольда 1911 года с декорациями Александра Головина, где партию Бориса исполнял Федор Шаляпин. В 1986 году «Бориса Годунова» поставил здесь Борис Покровский. А первоначальная редакция, без «польского акта» и любовной линии, впервые появилась на этой сцене лишь в 1997 году в постановке Александра Адабашьяна.
Очевидно, что нынешняя весьма спорная версия нужна была Мариинке для поддержания всеобщего внимания и интереса. Споры и обсуждения идут только на пользу, привлекают публику. Показать что-то новое в классике сложно. Да и если бы «Борис Годунов» оказался запыленной классикой, его бы вряд ли стали также яростно ругать или превозносить. И премьера прошла бы незамеченной.
«Сегодня эту оперу можно приблизить к новостным передачам, — говорит Валерий Гергиев. — Иногда театры занимаются тем, чем, казалось, должны заниматься журналисты, тележурналисты».
Всего до 15 июля на фестивале «Звезды белых ночей» будет дано около 100 спектаклей и концертов при участии более 40 приглашенных артистов, солистов оперы и балета. Среди премьер — один из немногих сюжетных балетов Джорджа Баланчина «Сон в летнюю ночь» на музыку Феликса Мендельсона и театрализованный вариант «Реквиема» Джузеппе Верди — произведения, которое парадоксальные музыковеды считают едва ли не «лучшей оперой» великого итальянца.
Впервые в рамках «Звезд белых ночей» пройдет фестиваль «Новые горизонты» в Концертном зале театра и зале «Яани Кирик». Со 2 по 7 июня в концертах фестиваля прозвучит музыка Раскатова, Канчели, Уствольской, Сильвестрова, Кнайфеля, Лютославского, Тюйра и многих других. Завершит фестиваль 7 июня произведение Александра Раскатова «Три виолончели», написанное по заказу Мариинского театра, солировать будут виолончелисты Александр Ивашкин, Гавриэль Липкинд, Иван Монигетти.