27 августа значится в календаре как День российского кино – праздник всех кинематографистов и любителей кино РФ. Интересно, как собираются его отмечать вышеуказанные лица в этом году?
Начало этому веселому празднику было положено 27 августа 1919 г., когда вышел декрет о национализации (путем безвозмездной экспроприации) всей кинопромышленности России и ее прямого подчинения Наркомату просвещения. Развитие внутри советского дракона было для молодого искусства делом архисложным, однако люди справились. Во всяком случае, правила игры были хоть и жесткими, но ясными.
Вот чего не скажешь о современной ситуации. Нынешние правила игры неясны большинству ее участников.
Свежий пример: народные артисты России, всемирно известные режиссеры А. Герман и А. Сокуров 10 августа обращаются к премьер-министру В. Путину с тревожным письмом о судьбе «Ленфильма». Они уверены, что «Ленфильм» идет на продажу и что купить его собирается владелец АФК «Система» (куда входит концерн «Всемирные русские студии») В. Евтушенков, причем за смехотворную цену.
От Путина ответа нет, а из разных мест поступают какие-то довольно вялые и перегруженные подробностями реляции, из которых абсолютно неясно главное: так «Ленфильм» продается или нет?
И тут я, как человек излишне обремененный памятью, вспоминаю – так три года назад, весной 2008 г., уже было обращение множества петербургских кинематографистов и к премьер-министру, и к губернатору С.-Петербурга. Речь шла о приватизации студии, кинематографисты молили ее не допустить, и это было опубликовано и в нашей газете. Тогда сверху поступили самые искренние, самые надежные, самые горячие уверения, что государство никогда не допустит!
А теперь замминистра культуры Е. Чуковская утверждает, что еще рано о чем-нибудь говорить, это только в перспективе, но вообще-то готовится захватывающе интересный эксперимент: частно-государственное партнерство. В его рамках государство получит 25% акций «Ленфильма» плюс одна акция, а некто частный получит 75% минус одна акция. После чего наш кинематограф процветет уже бесповоротно.
Все это говорится с важным видом и полной уверенностью – таков уж современный стиль государственных «балетов», то есть сложных демагогических обрамлений простых и некрасивых вещей. Я понимаю, что такое кино под властью государства. И что такое – кино в частных руках. А что такое «частно-государственное партнерство», вряд ли знает даже Аллах. Тем более на таких странных паях, где у государства в руках одна четвертушка!
Зато все примерно догадываются, что такое 4 гектара в центре Санкт-Петербурга. 4 гектара, которые на глазах у девелоперов стоят без движения – ни нашим, ни вашим. Не логично ли будет нам предположить, что «частно-государственное партнерство» – это синоним аккуратной, под госприсмотром, продажи «Ленфильма» в частные руки?
Приглядимся к этим рукам. В. Евтушенков – владелец концерна «Всемирные русские студии», производящего телесериалы ужасающе низкого качества. Подчеркиваю – ужасающе. Концерн еще не замечен в производстве продукции, хоть как-то приближенной к художественному кинематографу. Когда меня приглашали в худсовет этой студии, в его навороченных павильонах было вообще абсолютно пусто – впрочем, надобность в худсовете скоро отпала. Рискну предположить, что руководитель АФК «Система» принадлежит к тому же типу живых существ, что и все владельцы всех подобных «систем», – им надо идти вперед, воплощая непрерывную экспансию, идти и покупать, поглощать, захватывать, съедать. Они не могут остановиться, как термиты. Безразлично, «Ленфильм» или что другое попалось на пути – будет проглочено. И личные качества тут ни при чем. Человек-термит может быть мудрейшим из мужей, а может быть хитроумным сукиным сыном – в любом случае он будет действовать по вложенной в него программе, раз он согласился заменить ею свою бессмертную душу.
А вот Герман и Сокуров, похоже, считают, что ни мудрейший из мужей, ни хитроумный сукин сын – никто, никакое частное лицо не имеет права на «Ленфильм». Грозное ленинградское «Вас здесь не стояло!» звучит в их устах убедительно. Почему, с какой стати государство продает «Ленфильм»? Если ему не нужна кинофабрика, то не надо, что ли, и 4 гектара в центре Петербурга? Да есть ли у нас в таком случае государство вообще? Или нынешнее государство – это «кризис-менеджмент» перед генеральной продажей России в принципе?
Уж очень подозрительно то, что этому «государству» ни до чего национального нет дела. Всякому национальному государству необходима культура – это гордость и духовная опора нации. Нет, этим ничего не надо, кроме нескольких свежеотремонтированных зданий. Казалось бы, большому европейскому городу, каким является Санкт-Петербург, разве повредил бы киноцентр на базе «Ленфильма», соединивший бы в себе производство и пропаганду кино, с музеем, синематекой, библиотекой, учебными мастерскими?
Ведь миллионам людей, как бы это ни показалось странным людям вроде В. Евтушенкова, совсем не нужно очень много денег, а нужно мечтать, видеть красоту, думать и тем развивать кору головного мозга. И этим людям непонятно, как созданный на деньги народа «Ленфильм» (который не только сумма зданий, но и торговая марка) можно взять и отдать частному лицу.
А вы спросили у народа?
Он вообще вам разрешал все это проделывать?
Какой там народ, смешно. У кинематографистов – и у тех не спросили.
Схема простая: сначала «Ленфильм» не финансировать, потом указать перстом – а вот же, у вас же ничего не снимается, давайте-ка поступим в «частно-государственное партнерство». А потом государство хотя бы будет получать четверть доходов, которые выжмет из 4 петербургских га осчастливленное им (задаром ли?) частное лицо.
Да, кино теперь можно снимать вне больших студий, но зачем оголтело разрушать прежнее, не преобразуя, а уничтожая его? А сесть подумать?
Кинематографистам давно надо было бы не только поднимать проблему, но предлагать решение. А то все «нет, нет, нет» – а что «да, да, да»? Могли бы уж создать хоть какой-никакой ясный план преобразований студии, что, собственно, там хотелось бы развести. Составить проект, который можно было бы «положить на стол» – а то одни вопли и стоны. Оно начальству нужно? Однако наших кинематографистов, как и наших людей вообще, сплотить может одна беда. Они не в состоянии придумать ничего вместе и сообща, вместе они могут только, как в стихе, – «Прикажи, государь! И ударились в ноги царю».
И в итоге получается совершеннейшая нелепость – в День кино нам предлагают праздновать декрет советской власти, который теперь явно поворачивает вспять! Видно, что началось с греха, то и кончается грехом: новая власть начала с разбоя (безвозмездная экспроприация), потом окультурилась, приросла собственным имуществом – и сама уже попала под разбой.
Это и будем праздновать.