Эпоха активного роста потребительского спроса на продукты питания в России подошла к концу. Рынок охлаждается, вынуждая граждан резко пересматривать свои привычки и бюджеты, что, в свою очередь, наносит удар по финансовым показателям крупнейших розничных сетей.
Замедление спроса немедленно отразилось на гигантах розничной торговли. Совокупный темп роста выручки десяти крупнейших FMCG-сетей существенно снизился: с 24,7% в первой половине 2024 года до 17,1% за аналогичный период 2025 года. Тренд коснулся даже сегмента дискаунтеров: так, сеть «Чижик» впервые с 2021 года не смогла увеличить выручку по сравнению с предыдущим кварталом.
В целом, в 2025 году физический оборот розничной торговли в России, по оценкам, вырастет лишь на 1,8% (против 5,9% в прошлом году). В последующие годы темпы роста, согласно прогнозам, будут минимальными — всего 0,5–1% в год.
Предновогодний сезон, традиционно являющийся временем ажиотажного спроса, по мнению экспертов, не сможет кардинально сгладить негативную картину. Дальнейшее восстановление потребительской активности будет зависеть не только от динамики доходов населения, но и от снижения процентных ставок, повышения доступности кредитования и роста потребительской уверенности.

