В широкий прокат вышел документальный фильм Ашота Джазояна «Петербург! Жизнь в городе…», созданный международной командой молодых авторов из России, Аргентины, Армении, Беларуси, Египта, Испании, Италии, Китая, Мексики, Польши, Сербии, Туниса, Турции и Франции. Его окрестили признанием в любви к городу на Неве, рассказанным тремя десятками петербуржцев – как всемирно известных персон, так и выходцами из народа, впервые дающими интервью на камеру.
Режиссёр-документалист Ашот Джазоян регулярно и бережно поставляет зрителям доказательства, что в их повседневной жизни полно поводов радоваться, гордиться и со вкусом проживать очередной день от рассвета и до заката. Например, в фильме «Семейный аккаунт» он рассказал историю петербургской семьи Доценко, давшей жизнь 8 детям и получившей из рук президента Владимира Путина орден «Родительская слава» в мае 2019 года. История показана через фамильный аккаунт в социальной сети. Хотя команда Джазояна на три дня едва ли не поселилась в трёхкомнатной квартире Доценко на Ржевке и была поражена простой и искренней атмосферой в семье. «Даже редакторский текст фильму не потребовался, не говоря уже о постановочных кадрах. Тёплая, дружная семья, все друг за друга, финансовые вопросы где-то на периферии и не портят общего счастья», – рассказал Джазоян.
Как зампред Союза журналистов России, Ашот Джазоян регулярно проводит в Эрмитаже медиаконгресс для молодых журналистов «Диалог культур» и способен объединить в очередном проекте талантливых авторов из разных стран. Так, в съёмочной группе «Петербург! Жизнь в городе…» работали оператор из Италии Лоренцо Скуарчаа, блогер-оператор из Аргентины Грела Мануэль Гихаррубиа, польский автор Кжиштоф Яконюк. Две недели в Петербурге работали три съёмочные группы, создавшие портреты жителей города.
В пресс-релизе картины говорится, что фильм включил в себя «более 30 короткометражных киноновелл о петербуржцах разных поколений, национальностей, профессий и увлечений, жизнь которых неразрывно связана с Санкт-Петербургом и его историей». На самом деле некоторые из героев являются городскими мемами, к которым постоянно обращаются городские СМИ в поисках позитивных обаятельных протагонистов. Например, бельгиец Йозеф Хаазен ещё в 1990-е возродил в Питере карильон (набор неподвижно закреплённых колоколов, производящих знаменитый «малиновый звон»). С тех пор седой и жизнерадостный 79-летний Хаазен прочно ассоциируется у коллег с Петропавловским собором и горячей увлечённостью любимым делом. А материалы о нём, итальянском дирижёре Фабио Мастранджело или канонире Петропавловской крепости Михаиле Шилине, дающем знаменитый «полуденный выстрел», охотно публикуют издания смольнинского пула.
Действие начинается с утреннего выезда на Невский проспект троллейбуса №1, за рулём которого позитивный водитель Константин Дарснек. Фамилия у него немецкая, сам он русский, родился в Махачкале, а пригодился в Питере. Мечтал стать лётчиком, но сейчас пилотирует троллейбус и не жалеет. Как сказал Константину один юный пассажир, «вот вам, дядя, повезло: катаетесь весь день по Невскому, а вам ещё и деньги за это платят». Да ещё и всегда в белой рубашке, хотя работа водителя только со стороны выглядит непыльной.
Джазоян приводит в своём фильме ровно 30 доказательств того, что успешным в своём деле (и вообще в жизни) может стать только увлечённый человек «в потоке», потому что каждый из нас мог бы сделать выбор в пользу нытья и жалоб на здоровье и нехватку денег. Вот, к примеру, токарь завода «Силовые машины» Иван Васильевич Старовойт работает на своём участке 48 лет и на пенсию не собирается: «Оборудование менялось, рабочие места, но сам цех я не менял ни разу. Так что я не тот Иван Васильевич, который меняет профессию». Хотя жизнь Старовойта сахарной не назовёшь: супруга умерла в пандемию, и ветеран остался один с двумя сыновьями, один из которых инвалид. Но он никогда не забывал замечать, в каком прекрасном городе ему посчастливилось жить, – и это тоже давало силы. Люди стремятся в Питер специально посмотреть, походить. А кто-то здесь работает и видит эту красоту каждый день.
Модельер Татьяна Котегова в фильме рассказывает о том, как полная мистических зданий югенд-стиля Петроградка расталкивает в ней творческое воображение. А скромная Елена Лукьянова является директором компании, которая построила Западный скоростной диаметр – одну из лучших дорог страны и крупнейший инфраструктурный проект Европы, который качественно изменил жизнь миллионов петербуржцев. Но как интеллигентно говорит она о своей роли: «Мне посчастливилось участвовать в этом проекте».
Через всех этих людей (балерину, дизайнера модного дома, капитана теплохода, канонира Петропавловской крепости, протоиерея, раввина, инженера, фотографа) Джазоян и его коллеги проводят мысль, что все эти персонажи являются подлинными голосами Петербурга, которые сливаются в мощную и гармоничную разноголосицу. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский подытожил: «Можно быть патриотом Москвы, Еревана, Парижа, но при этом очень любить Петербург. Это город, который держится эмоциями, силой своих жителей».