Привет, привет, дорогие читатели моей любимой газеты «Аргументы недели»! Старейший (после «Послания к человеку») фестиваль российского кино «Окно в Европу», уже 32-й со дня рождения, завершился в Выборге.
Закрытие по традиции происходило в замке XIII века, что придавало ему особую торжественность, которую лишь оттенили перформансы некоторых участников. Так, режиссёр Фёдор Кудрявцев, получивший приз за лучший дебют за фильм «Ровесник», вышел на сцену с непонятным молодым человеком, который отказался получать приз за дебют, так как согласен только на Гран-при, а потому «ухожу домой». Если это рекламный трюк – а стилистика клипового мокьюментари (псевдодокументалистика) фильма «Ровесник» к этому располагает, – то флаг в руки. В любом случае фильм показался мне забавным. А вот что было всерьёз.
Любимец кинофестиваля Роман Каримов представил на конкурс свою напичканную цитатами картину «Затерянные», получившую в итоге приз президента фестиваля (Сергей Урсуляк) и диплом гильдии продюсеров (Ренат Давлетьяров). Картина погружает нас в сказку, в которой оказались четыре клерка, возвращающиеся в Москву после подписания договора с китайцем неизвестно где. После неизбежной пирушки с китайцем в разной стадии опьянения клерки доползают до машины, и самый трезвый из них (Егор Корешков) садится за руль. То, что в машине кончается бензин, он, разумеется, не заметил. Оставив совсем неподъёмного коллегу в авто, герои отправляются в поисках бензоколонки, и тут начинается…
Бензоколонщик не имеет тары, в магазине, где есть тара, не принимают карты, снять наличку не удаётся, потому что банкомат пожирает карты, а когда бензин получен, выясняется, что оставленную машину сбил грузовик. На самом деле он её собьёт немного раньше, но режиссёру герои нужны пока живыми.
Не буду перечислять все злоключения героев, скажу только, что забравший из разбитой машины кошелёк герой Никиты Кологривого будет сорить деньгами в ночном клубе, и на железнодорожный билет ему вдвоём с Корешковым до Москвы уже не хватит, так что он останется в неведомом городишке со своим другим напарником, который ещё умудрится обзавестись невестой. Что они будут делать дальше, смотрите в кино.
Но специальный приз жюри с формулировкой «За актёрский ансамбль завтрашнего дня» получил фильм с неуклюжим названием «Наступит лето» (режиссёр Кирилл Султанов). Актёрские работы в этом фильме действительно хороши, хотя на фоне остального фестивального кинопейзажа я бы отметил именно режиссуру и стилистику фильма в целом, определённо развивающего собственный киноязык.
Занятен и сюжет, придуманный режиссёром. Из провинциального городишки в Москву приезжает миловидный детдомовец Никита (Микита Воронов), который через старого приятеля знакомится с богатым мажором-сиротой Дэном (Марк Эйдельштейн). Мажору скучно, он окружает себя преданными и покорными молодыми прихлебателями. Нанятый то ли конюхом, то ли дворником Никита вскорости включается в тусовку, где произойдёт «мокрый» криминал. А пока молодёжь развлекается так же, как на открытии Олимпиады в Париже: только в роли Христа натурал Дэн, а в роли Иуды – юный Никита. Забавно, что именно Иуда отведёт руку судьбы от бокала с ядом, который дружки преподнесут своему суверену, опасаясь стать следующими жертвами. Со стороны органов за дело возьмётся следователь в исполнении Кирилла Кяро, функция которого мне не совсем понятна – хочет ли он раскрыть преступления или замять их, но его существование на экране всегда любопытно.
Особый интерес вызвал на этот раз фильм «Правила Филиппа» (режиссёр Роман Косов), отмеченный народным жюри «Выборгский счёт». Это полнометражный дебют режиссёра, снявшего в главной роли Григория Данишевского – 25‑летнего юношу с синдромом Дауна, в обычной жизни играющего в театральной мастерской «Даунсайд Ап». По фильму он живёт с матерью (Юлия Яблонская), которая страшно за него переживает. А он даёт повод. То стащит в музее чучело лисёнка и попадёт в полицию, то отключится в трамвае и очнётся в депо. Своим поведением он привлекает надзорные органы, которые определяют степень вменяемости граждан. Ему предстоит пройти тесты, например, на ассоциации. Но Филипп живёт по своим правилам, и спасает его от дурдома только работа баристой в кафешке, куда ему чудом удалось устроиться. От актёра глаз не отвести, так интересно и разнообразно он создаёт свой образ. А вот к четырём авторам сценария вопрос имеется. Когда Филипп узнаёт, что у матери рак, то сценаристы не придумали никакого катарсиса. Всё ограничилось фотовспышкой. Вот героиня довела сыночка до кафе, вот встала на остановке, вот проехал трамвай, и вот остановка пуста, мамочки больше нет. И сияющий Филипп возле кофеварки. Извините, так дела не делаются, раз создаёте трагический образ, которому сопереживаешь, то стирать его ластиком ради хеппи-энда не годится.
Героиня фильма «Филателия» (режиссёр Наталья Назарова), получившего Гран-при фестиваля, тоже не без отклонений. Она работает на почте в мурманском посёлке, у неё ДЦП, она к тому же хромает и говорит неотчётливо (Алина Ходжеванова), короче, обречена на одиночество, украшая свою жизнь только почтовыми марками. Но вот появляется жизнерадостный матрос Пётр (Максим Стоянов), и они тянутся друг к другу, обнаруживая в себе запас необъятных платонических чувств. Не всем на почте нравится этот роман, но режиссёр не опускается до банальных сюжетных зигзагов, поддерживая эмоциональный баланс исключительно художественными средствами. В общем, с решением жюри не поспоришь.
А специальный приз имени Армена Медведева «Золотую ладью» в соревновании «Выборгский счёт» получила картина «Особенности национальной больницы» (режиссёр Станислав Светлов). Понятно, что этот фильм снят по сценарию автора «Особенностей» национальных охот и рыбалок Александра Рогожкина. Вот ему бы я дал приз за лучший сценарий. Но «Больница» всем хороша, даже местами было смешно, только вот нет генерала Алексея Булдакова и неподражаемого финна Вилле Хаапасало, да и егерь Виктор Бычков всё стоит перед глазами…
Лицом фестиваля на этот раз стала Инна Чурикова. Ролик с ней открывал все показы, по всему Выборгу были расставлены баннеры и плакаты с её бессмертным образом. Смотрела она на своих киношных коллег и зрителей немного укоризненно. Хотя, несмотря на расплодившееся количество фестивалей, Выборгу по-прежнему есть что показывать. И на этой оптимистической ноте я прощаюсь с вами, дорогие читатели «Аргументов недели», до свидания, пока-пока.