Аргументы Недели → Кино № 12(909) 27 марта - 2 апреля 2024 13+

По самые Анды: «Общество снега» в плену неприступных гор

, 19:31 , Специальный корреспондент, обозреватель

По самые Анды: «Общество снега» в плену неприступных гор

Картина испанца Хуана Антонио Байоны «Общество снега» номинировалась на «Оскар» за лучший фильм года. Но хоть и осталась без статуэток, собрала множество положительных отзывов и приличную кассу в прокате. Байона рассказал историю, известную любому школьнику в Южной Америке: в 1972 г. самолёт с командой уругвайских регбистов на борту потерпел крушение в заснеженных Андах, а 16 уцелевших пассажиров сумели выжить в нечеловеческих условиях 72 дня.

13 октября 1972 г. чартер с командой Old Christians и их роднёй (45 человек) врезался в скалу и рухнул у подножия потухшего вулкана Тингуиририка. Фюзеляж самолёта стал жилищем для 26 мужчин и одной женщины. Ни единого полена для костра вокруг не найти, тёплой одежды нет, а мороз по ночам ужасающий. Из еды им достались только печеньки и шоколадки из чемоданов (притом что большая часть багажа находилась в хвосте, который отвалился при ударе где-то далеко). Да и те кончились через пару-тройку дней, а возможностей для охоты, рыбалки, собирательства нет ни малейших. Вот как тут выживешь даже теоретически? Спасатели рассудили так же и через 10 дней прекратили поиски. Тем не менее двое выживших, Нандо Паррадо и Роберто Канесса, смогли совершить 9-дневный переход через 65 км неприступных гор и выйти в долину в Чили, где встретили пастуха Серхио Каталана. На следующий день они привели вертолёты спасателей к своим.

Берясь за этот материал, Байона сильно рисковал. Во-первых, его экранизация стала шестой по счёту. В 1992 г. режиссёр Фрэнк Маршалл снял вполне достойный фильм «Живые» с Итаном Хоуком и Джоном Малковичем. А у Байоны не было ни одной голливудской звезды – только малоизвестные латиноамериканские актёры. Во-вторых, на этом материале не сильно сымпровизируешь. Ещё живы некоторые участники, издано море литературы, детализирован каждый шаг. Делать кино «по мотивам» вряд ли уместно – полетят копья за оскорбление памяти и беспримерного подвига героев.

В-третьих, основа сюжета в кино – конфликт. В «Обществе снега», конечно, присутствует схватка коллектива с природой и обстоятельствами, но зрителю лучше заходит столкновение человеческих характеров. Взять, например, культовый сериал «Остаться в живых», где между оказавшимися на необитаемом острове пассажирами с самого начала разворачивается борьба за влияние. И именно за ней с огромным вниманием следит зритель. На перманентном конфликте между участниками построены все реалити-шоу о выживании. В «Обществе снега» ничего подобного нет, поскольку, судя по свидетельствам героев, склок не было и в реальной истории.

Зато к услугам Байоны были возможности современного кинопроизводства Netflix. Режиссёр создал идеальный фильм-катастрофу, который удачно прошёл по фестивальным дорожкам. Технически «Общество снега» выполнено филигранно, а камера фиксирует каждую деталь происходящего – не слишком коротко, чтобы увиденное не стёрлось из памяти, но и не слишком долго, чтобы навязывать картинку зрителю. Оператор Педро Люке активно использует виды сверху, чтобы заставить зрителя и любоваться величественными Андами, и трепетать перед ними. Борющиеся за жизнь люди одновременно и герои, и блохи на теле этого мастодонта.

Душераздирающа сцена крушения лайнера, вылетающие из салона люди, скользящий по снегу фюзеляж, который воссоздали один в один с оригиналом. Потрясающе снята сцена схода двух лавин, стоившего жизни ещё восьми выжившим: люди вылупляются из ледяного плена, словно цыплята из яиц. В 1992 г., когда Фрэнк Маршалл снял «Живых», такое воплотить на экране было технически невозможно.

Байона не стал копаться в психологических травмах героев или в деталях их быта. Хотя прекрасна сцена, когда вся команда греется друг об друга в салоне и пытается в стихах выразить свои переживания на данный момент. Всем страшно, но ни в ком нет паники, потому что командная поддержка и личная гордость не дают провалиться в пучину отчаяния. Один из героев (все выжившие – верующие католики, а регбийная команда в переводе на русский называлась «Старые христиане») говорит, что он по-другому стал верить в Бога. Теперь он верит в ноги Нандо, которые тот тренирует для длительного перехода, в шутки Нумы, которые не дают всем сойти с ума, в деликатность Роберто, который разделывает мясо так, чтобы остальные не знали, кого сегодня едят.

Все 16 выживших сумели выстоять и спастись только потому, что ели мясо своих погибших товарищей. И если в предыдущих фильмах о «чуде в Андах» авторы по мере сил эту тему обходили, то Байона сделал из неё «момент истины» для понимания своих героев. Кто-то до самой смерти отказывается от каннибализма, кто-то заранее даёт согласие на то, чтобы его съели после кончины. Не показав на экране никакого кровавого треша, режиссёр формулирует главную идею: его интересует не то, через какие ужасы проходят герои, а то, как они сохраняют в себе человечность. Байона считает, что уважение, которое ребята испытывают к живым и мёртвым товарищам, их готовность пережить все ужасы спина к спине, снимают с них хотя бы часть ответственности. Вопреки киношному правилу в «Обществе снега» человек человеку – опора, друг и последний шанс на жизнь.

Вероятно, поэтому не стали приглашать в проект известных актёров, чтобы подчеркнуть чью-то исключительность в этом оркестре. Конечно, выделяется Нандо Паррадо (Агустин Парделья), потерявший в крушении мать и сестру, но ставший для остальных символом несгибаемой борьбы со стихией. Роберто Канесса (Матиас Рекальт) до катастрофы показан индивидуалистом на регбийном поле – не делится мячом с партнёрами, норовит всё решить сам. Но смертельная опасность превращает его в командного игрока с холодным рассудком, через которого в коллектив приходят все тяжёлые, но необходимые решения. «Общество снега» – это ещё и история превращения 20-летних юношей в мужчин – стильная, атмосферная и пробирающая до ледяной дрожи.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram