Аргументы Недели → Кино № 18 (864) 11-16 мая 2023 13+

Фильм режиссёра Антона Маслова «Поехавшая» вышел в кинопрокат

, 18:49

Фильм режиссёра Антона Маслова «Поехавшая» вышел в кинопрокат

В прокат вышел фильм режиссёра Антона Маслова «Поехавшая», снятый по мотивам книги велопутешественницы Анны Смолиной «А чего дома сидеть?». Барышня реально пропилила на велике от Набережных Челнов до Магадана более 6 тыс. километров. Как и красноармейцу Сухову в «Белом солнце пустыни», люди ей попадались разные, но всё больше душевные. Хотя «Поехавшую» с натягом можно отнести к жанру роуд-муви и совсем нельзя маркировать как комедию. Тут скорее душевная атмосферная мелодрама в духе «Питер FM», которая отлично зашла российскому зрителю.

Москвичка Аня Смолина (Ольга Лерман) встречает своё 30-летие в ресторане в одиночестве за накрытым столом. Гости один за другим отзваниваются и извиняются: у кого на работе форс-мажор, у кого самолёт задерживается. Хотя понятно, что не особо-то им сюда хочется.

От Ани можно прикуривать не только из-за неявки приглашённых. Как человек она не подарок, а, мягко говоря, «поехавшей» её можно было назвать и до начала велотурне. Говорит, что мать её умерла, а на самом деле просто 13 лет с ней не общалась. Бойфренд Рома (Дмитрий Чеботарёв) изменил Ане и послан в пеший эротический поход без надежды на обратный билет. Работает она SMM-менеджером у хамоватой селебрити (Мария Горбань), которая обозначена у неё в смартфоне как «Идиотка». Условно близкий человек для неё – соседка Марина (Алина Алексеева), с которой она снимает квартиру. Но теплотой и тут не пахнет: собачатся девочки ежеминутно. Собака в фильме тоже есть – стареющая такса Капа. Но это слабое утешение, когда у женщины к тридцатнику ни семьи, ни друзей, ни денег, ни любимого дела. И как незакрытый гештальт всюду возникающий призрак матери (Елена Яковлева).

Когда курьер Алишер (Аскар Ильясов) привозит подарок, Аня усаживает его за стол, но общается как с крепостным: пытается платить за его время, исходя из почасового тарифа: «Наливай, трёхсотрублёвый». Но, когда является отставной кавалер Рома с букетом роз, уезжает с Алишером под руку, чтобы насладиться унижением бывшего. Добившись винишком дома, она засыпает в одежде на диване, и ей снится сон, что полиция находит её труп. В сущности, она труп и есть. А значит, терять ей нечего, и можно попробовать начать с чистого листа.

Поначалу Аня едет с коляской для Капы позади велосипеда в Нижний Новгород к матери. Но та два года как уехала в Магадан, и героиня решает: а почему бы и нет? По дороге она попадает в кучу передряг, включая попытку изнасилования, учится находить общий язык с людьми, становится известным всей стране блогером и встречает любовь в лице брутального велопутешественника Валеры (Виктор Хориняк). С мамой, разумеется, тоже всё будет хорошо.

Хотя «Поехавшая» вышла в прокат только в марте, уже сегодня можно говорить об успехе: фильм уже втрое перекрыл свой 150-миллионный бюджет. Режиссёр Маслов, прославившийся «Вампирами средней полосы», и тут грамотно подобрал ингредиенты. В моде сейчас материалы по саморазвитию, по здоровому образу жизни. К тому же прокатчики «Поехавшей» удачно поставили премьеру на весну, когда многим хочется сжечь своё старое чучело и открыться новому опыту. Плюс хорошая операторская работа на чумовых видах Сибири и Прибайкалья. Плюс уютное ощущение, что всё закончится хеппи-эндом.

Вероятно, зрителя привлекло и то, что «Поехавшая» – не слишком глубокое кино. Да-да, глубина часто воспринимается массами как «запарность» – и отпугивает. Не факт, что сегодня хорошую кассу в России сделало бы «Возвращение» Андрея Звягинцева, 20 лет назад выигравшее Гран-при Венецианского кинофестиваля. Вот там в жанре роуд-муви показано настоящее превращение человеческих душ. В «Поехавшей» ничего подобного нет, а в конце торжествует банальная мысль, что «главное – своих не отпускать».

Ольга Лерман достойно тянет образ героини со сбитым жизненным навигатором, не пытаясь делать её милой. Прекрасна сцена встречи с подругой детства Казаковой (Юлия Топольницкая) в Нижнем, где человеческое с огромным трудом пробивается из ощетинившейся на всех психики Ани. Но ей хватает сил понять собственную пустоту, когда она вспоминает, как застала Рому с любовницей – первым делом отметила, что у соперницы клёвые кроссовки. Но даже перевалив за экватор своего путешествия, Аня поступает с Валерой именно как «поехавшая». Хотя и это тоже идёт фильму в плюс: многие зрительницы, вероятно, узнали в героине себя.

Хотя фильм по большому счёту не про путешествие, а про выяснение отношений с матерью. И каким образом дорога открывает человеку его божественное начало, не слишком понятно. Мечта Валеры доехать на велосипеде до Монголии и поставить палатку рядом с памятником Чингисхану кажется позаимствованной из ликёро-водочного сна. Но если вернувшемуся после просмотра «Поехавшей» зрителю захочется купить себе велосипед, то кино сработало. А что ещё от него требуется?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram