Аргументы Недели → Кино № 10 (856) 15-21 марта 2023 13+

Создатель сериала «Йеллоустоун» показал предысторию основного сюжета

, 18:59 , Специальный корреспондент, обозреватель

Создатель сериала «Йеллоустоун» показал предысторию основного сюжета

Создатель популярного сериала «Йеллоустоун» Тейлор Шеридан продолжает снимать к нему приквелы – то есть картины по событиям, которые предшествовали основной истории во времени. Действие пяти сезонов «Йеллоустоуна» разворачивается в наши дни: семья Даттонов, крупнейших землевладельцев Монтаны, борется за сохранение своего ковбойского образа жизни на фоне технологических и социальных изменений. А прошлой весной плодовитый режиссёр Шеридан порадовал поклонников 8-серийным «1883» (именно в том году разворачивается действие) и уже в начале нынешнего года выпустил «1923» – о том, как Даттоны делали своё дело ровно век назад.

Мастер поступает разумно: «Йеллоустоун» очень популярен, публика просит ещё. Но уже снято пять сезонов, и зрителю грозит переедание современной ковбойской романтикой. Сменить время действия и показать предысторию основного сюжета – проверенный ход. Некоторые приквелы даже оказывались популярнее оригинала. Хотя ни одного персонажа из «Йеллоустоуна» в «1923» и быть не может (время действия отличается на 100 лет), приквел может многое прояснить в характерах героев из наших дней.

Например, в центре вселенной «Йеллоустоуна» суровый патриарх семейства Джон Даттон (Кевин Костнер), владеющий ранчо размером с половину Дании. Разумеется, вокруг полно желающих его подвинуть или вовсе уничтожить. И большую часть времени Джон занимается обороной своих владений, ради чего в последнем сезоне даже избрался губернатором штата. Казалось бы, зачем старик упёрся? Куда ему столько земли? Ради чего жизни всех его близких вовлечены в эту изматывающую борьбу, если можно продать часть дорогущей землицы и дальше спокойно пасти бычков?

Объяснение, которое даётся в «Йеллоустоуне», не каждого удовлетворит: Джон Даттон пообещал умирающему отцу, что никому не отдаст ни дюйма семейных владений. «Ну и что? – подумает зритель. – Мало ли кому мы чего обещаем, а потом жизнь заставляет идти на компромиссы». Сняв два приквела, режиссёр Шеридан показывает цену этого ранчо, которое не с неба упало на семейство Даттонов. Тут как в большом спорте: например, многие завидуют доходам хоккеиста Овечкина, но мало кто задумывается, через какой труд это пришло к человеку, сколько лет он ежедневно обливается потом, стиснув немногочисленные зубы. Вот и Джон Даттон не собирается делиться тем, за что его предки пролили много пота и крови.

В «1883» показано, как Даттоны добирались в Монтану через пол-Америки, а в «1923» они уже построили дом и неплохо развились. Тут-то у них и объявляются враги. Надо отдать должное Шеридану, который почувствовал, что ещё один классический вестерн про ковбоев с кольтами зритель не вынесет. И разбил сюжет «1923» на три практически не пересекающиеся линии. Новаторство режиссёра в том, что каждая линия, по сути, представляет собой отдельный жанр.

В первой индейская девушка Теонна Рейнуотер (Амина Ньевес) оказывается в настоящем аду в закрытой церковной школе для индианок, где над ними глумятся садистки-монахини и настоятель отец Рено (Себастьян Роше). Здесь мы имеем классическую тюремную драму, где героиня противостоит попыткам её сломать. И даже шире: монахини впрямую говорят Теонне, что христианский Бог поселится в её душе не раньше, чем они уничтожат в ней дикую индианку. В середине фильма девушка сама убивает двух мучительниц и бежит, а по её следам идёт погоня.

Во второй линии пожилые хозяева ранчо Джейкоб Даттон (впервые снявшийся в сериале 80-летний Харрисон Форд) и его жена Кара (обладательница «Оскара» Хелен Миррен) цепко держатся за своё дело в условиях экономического кризиса. У Джейкоба случается конфликт с овцеводом Баннером Крейтоном (Джером Флинн), который посмел нарушить границы и едва не убил его племянника. 1920-е в Америке были суровым временем: с обеих сторон льётся кровь, а перестрелки напоминают гражданскую войну. Даттоны вроде как побеждают, но овцевод заручается поддержкой могущественного дельца Дональда Уитфилда (Тимоти Далтон), у которого свои виды на земли Монтаны. Дела Даттонов совсем плохи: они понесли потери, у них долги по налогам, которые выкупил Уитфилд, и нет лидера на смену израненному пожилому Джейкобу. Вся надежда на возвращение его племянника Спенсера Даттона, ветерана Первой мировой, что охотится на хищников где-то в Африке.

Полфильма на ранчо мало что происходит в плане развития сюжета – ждут сына Спенсера, до которого и письма не факт, что доходят. Зато мы имеем счастье наблюдать бенефис актёров Форда и Миррен, которые вспоминают былое, размышляют о будущем, пытаются скрыть тревогу за семью и вселить мужество в молодых. Здесь режиссёр Шеридан нашёл место семейной драме в исполнении великолепного возрастного дуэта. Героиня Миррен одновременно мудра и свирепа, а Форд потрясающе играет растерянность старика перед новым миром, где лошадей вытесняют автомобили, но он не имеет права выдать слабость.

А чтобы зритель не заскучал без приключений, ему показывают, как Спенсер Даттон (роскошный Брэндон Скленар) в Африке пытается забыть ужасы войны. Монтана при всём величии её природы уже приелась. И авторы дотошно представляют зрителю новую декорацию – колониальную Кению с пробковыми шлемами, допотопными «фордами» и джентльменами в хаки. Элитный охотник Спенсер постоянно востребован этим миром, который атакуют то львы-людоеды, то кровожадные леопарды. Он, как Ремингтон из культового фильма «Призрак и Тьма» (к которому есть масса отсылок), отстреливает хищников на заказ. Надо признать, что операторская работа в этих сценах «1923» – отдельное удовольствие.

Когда в Спенсера влюбляется и бежит с ним из-под венца молодая англичанка Александра (Джулия Шлепфер), начинается эротическая мелодрама на фоне белых песков Занзибара. А когда герой получает письмо от своей тёти Кары с призывом вернуться домой, зритель попадает в роман Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней». Спенсеру и Алекс нужно в Америку быстро-быстро, а транспортное сообщение между континентами пока не очень – и приходится проявлять смекалку. Естественно, ни один этап путешествия не проходит гладко.

И тут режиссёру Шеридану малость изменяет чувство меры. Поначалу кажется, что Спенсер Даттон доберётся до дома за пару серий до конца и успеет покрошить всех злодеев. Но к середине неспешный темп повествования наводит на мысль о неизбежности второго сезона. А первый, вероятно, закончится появлением долгожданного спасителя на ранчо. Но всё ещё хуже: финальные титры застают героя в Сицилии в непростой ситуации – он даже океан ещё не пересёк. При всём удовольствии от просмотра не хотелось бы превращения «1923» в «Санта-Барбару», где пожилые актёры уходят из жизни быстрее своих экранных воплощений, так и не дождавшись победы.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram