Вышла экранизация бестселлера Грегори Дэвида Робертса «Шантарам» – и это один из самых ожидаемых сериальных проектов года. Во многом автобиографический роман Робертса раскатали на 12 серий – и это его первая экранизация, хотя книжке около 20 лет. Но писателю удалось сесть сразу на два табурета (в приключенческий сюжет вплести сложное философское содержание), а создателям сериала – пока что нет (вышло лишь 5 серий).
Действие романа разворачивается в Мумбаи в 1980-х годах, когда сюда приезжает спрятаться сбежавший из австралийской тюрьмы наркозависимый грабитель Линдси Форд. Дела его идут не очень: у него отбирают деньги и паспорт, парню приходится лезть во всякие авантюры, чтобы не пойти на дно. Но Линдси уже получил нехитрый урок: зло всегда оборачивается злом, размахивая пистолетом, сам рано или поздно нарвёшься на пулю.
Подружившись с местным гидом, Лин (Чарли Ханнэм) живёт у него в трущобах, где люди не могут себе позволить обратиться к врачу. Лин хоть и не дипломированный доктор, но учился когда-то медицине – и людям лучше иметь такого врача, чем никакого. К нему выстраиваются очереди, каких не в каждой российской поликлинике увидишь. А следом к герою приходит понимание, что счастье – это быть нужным.
Конечно, «Шантарам» – это не индийский вариант «Доктора Хауса» или «Скорой помощи». Герой перерождается из уголовника в шантарама (на языке маратхи — «мирный человек») под влиянием многих событий и людей. Но у Робертса в романе получилось не превратить Лина в безупречного апостола – он остаётся земным, жизнелюбивым и жуликоватым. А как могло быть иначе, если он водит дружбу далеко не только с обитателями трущоб. Влюбляется в стильную швейцарку Карлу (Антония Деспла), которая манерами вполне напоминает шпионку из фильмов про Джеймса Бонда. В дорогих ресторанах курит дурь с опасным афганцем-мафиози Абделем Кадер Ханом (Александр Сиддиг), который становится ему кем-то вроде ветхозаветного Бога-Отца: то осыпает милостями и защищает от всех невзгод, то карает за неповиновение. Эскорт-красавица американка Лиза (Электра Килби) – вечная девушка в беде, которую надо регулярно спасать.
Чарли Ханнэм (отличившийся в «Джентльменах» Гая Ричи) сыграл роль, которая непременно досталась бы Брэду Питту, будь тот помоложе. В нём ранимость и простодушие сочетаются с хитрецой и живучестью тёртого калача. Он словно хочет сказать, что человек не может начать всё сначала или жить, не совершая ошибок. И гордиться своей праведностью нелепо. Мы все бываем грабителями и жертвами, защитниками и разрушителями. На пути своего духовного роста Лин становится фальшивомонетчиком и контрабандистом, снимается в Болливуде и путешествует в охваченный войной Афганистан. Но каждая смена лиц и паспортов приводит героя в исходную точку, ибо «если твоя судьба не вызывает у тебя смеха, значит, ты не понял шутки».
Не секрет, что рекламная стратегия романа «Шантарам», тираж которого перевалил за 10 миллионов экземпляров, строилась на противопоставлениях. Писатель Робертс говорил, что сам он действительно сидел за ограбление, бежал из тюрьмы и 10 лет прожил в Индии. Но приключения Лина – чистейший литературный вымысел. Понятное дело, что читатель воспринимал всю историю как автобиографическую. Точно так же автор бестселлера на каждом углу повторяет, что нельзя прочитать «Шантарам» и достичь просветления. Но, похоже, именно с этой целью многие и покупают книгу Робертса.
Роман полон всевозможных индуистских и дзен-буддистских аллюзий, призывающих понимать жизнь как поток нейтральных событий, которые неизвестно как аукнутся в отдалённой перспективе. Нашёл друга, а он в итоге стал злейшим врагом. Встретил любовь, но она же тебя и погубила. Главная мудрость книги вполне банальна: «Единственное королевство, которое делает человека королём, – это царство его души». Поэтому читать «Шантарам» местами скучновато. Тем не менее характеры героев продуманны, а поступки логичны.
Сериал, напротив, куда более динамичен. Блестящие операторские находки неплохо раскрыли многоликость Индии. А беготня и драки не дают задремать на фоне мудрых бесед. В то же время зрителю сложно понять, например, с какого перепугу Лин, навостривший лыжи из Мумбаи, вдруг бросается тушить пожар в трущобах, а потом отдаёт все, до последнего цента, деньги на «ликвидацию последствий». Конечно, он сам отчасти виноват в пожаре, зато его только что тут чуть не зарезали, а до этого он психовал от безденежья – буквально на стену лез.
На стадии производства сериал буксовал: съёмки откладывались, актёры вылетали из обоймы, некоторые сцены приходилось переснимать. Чарли Ханнэм, который здесь ещё и продюсер, в итоге остался не в восторге от пройденного пути: «Семь лет мытарств». В ходе съёмок актёр перенёс бактериальную кишечную инфекцию, вирусную кишечную инфекцию, острую дыхательную инфекцию. У него были конъюнктивит в обоих глазах, ушная инфекция и лихорадка денге от укуса комара. Но его герой приобрёл в Индии только великую душу. Хотя с кишечной инфекцией это было не так и просто изобразить.