Аргументы Недели → Кино

Дуэль Пушкин - Лермонтов или парадоксы альтернативной истории

, 15:36

15 октября Россия вроде бы отмечала 200-летие великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Президент Путин посетил часовню-усыпальницу поэта и возложил цветы к могиле классика. По стране тихо прошли выставки, чтения. Даже Первый канал по окончании двух серий своей семейной саги показал в 12 часов ночи документальный фильм о символе великой русской литературы.

Я тоже не остался в стороне от большого события и сходил в кино, на предпремьерный показ фильма «Дуэль. Пушкинъ – Лермонтовъ». Несмотря на, как я полагаю, скромный бюджет, независимой компании Brave Rabbit удалось создать красивый костюмированный фильм, достойный исторической драмы. Однако у режиссера Дениса Банникова были другие планы на этот реквизит.

Пушкин не погиб от руки Дантеса. Спустя 20 лет он богат, хорошо издается, по-прежнему женат на Гончаровой. Получает заказ от двора на «Историю Дома Романовых». Потеря друга  - Чаадаева заставляет поэта искать другого напарника для помпезного произведения. Выбор падает на разорившегося, плохо издающегося, но по-прежнему талантливого майора в отставке Лермонтова. Таковы исходные данные этой исторической фантазии.

Главная ирония фильма в том, что историю России Пушкин и Лермонтов уже и так описали в своих произведениях, так что при любых благоприятных обстоятельствах этот совместный труд был бы излишним.

На экране мы увидим Николая I, Бенкендорфа, Вяземского, Гончарова. Услышим отрывки из продолжения «Горя от ума» в исполнении автора. Да-да, в «Дуэле» и у Грибоедова судьба сложилась иначе. Кульминацией станет сцена батла (рэп) Пушкина и Лермонтова в искусстве изложения слога, итог которого и приведет к дуэли двух великих мастеров. Молодое поколение, возможно, немного позевает на сценах с чтением стихов. Возможно, это ошибка создателей для проката, но не для самого фильма.

Стоит отметить любовные линии сюжета. Терзающий историков вопрос подробностей связи Гончаровой с Дантесом на протяжении всего фильма терзает и самого Пушкина. В то же время Лермонтов после неудачной попытки приударить за старшей дочерью Александра Сергеевича неожиданно увлекается младшей Натальей АлександровнойВсе действия фильма сопровождает прекрасный саундтрек, который, надеюсь, найти отдельно на просторах Интернета или на диске.

В ленте присутствует тема Крымской войны и Севастополя. Сценарий создавался задолго до известных событий, но так сложилось, что «Дуэль» была последней российской киногруппой, которая снимала в Крыму на фоне нарастающего политического напряжения. Режиссер не скрывает в кадре своих патриотических взглядов, такая позиция сегодня в нашей стране должна быть принята благосклонна, как населением, так и чиновниками. У картины есть хорошие шансы дойти до широкого зрителя. Однако вольнодумство авторов может создать некие преграды на этом пути, как и главным героям фильма в их реальной жизни.

Рекомендовано к просмотру
 Андрей Кувшинов («Аргументы.ру»)

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram