Главные герои «Большой аферы» — брутальные бородатые жители рыбацкой деревушки, однако на поверку канадский сериальный режиссер Дон МакКеллер снял типичный «инди-фильм», а также экранизацию пословицы «без труда не выловишь и рыбки из пруда».
Сюжет «Большой аферы» — классическая история о том, как завзятый обитатель бездушных мегаполисов приехал в глушь, нашел там настоящую жизнь и обрел счастье. В загнивающем после запрета рыболовного промысла канадском поселке нефтеперерабатывающая компания готова построить завод, а следовательно организовать рабочие места. Однако одно из условий — наличие в поселке постоянного врача, а кого в такую глушь, куда надо лететь на самолете, ехать на автобусе и переправляться на пароме, заманишь? Но тут подвернулась удача: бывший мэр, поступивший в таможенники, ловит с кокаином молодого пластического хирурга (Тейлор Китч) и отправляет его односельчанам на месяц. За этот месяц жителям надо всеми правдами и неправдами убедить доктора, что Тикл-Хед — лучшее место на земле, и заставить подписать долгосрочный контракт.
«Голь на выдумки хитра» - и весь фильм рыбаки под предводительством изобретательного мэра (в главной роли — патриарх ирландского кино Брендан Глисон) «соблазняют» доктора, точнее ловят его на удочку, согласовываясь с местными реалиями. Делают они это продуманно и артистично, чего стоят только имитация крикетного матча (доктор — страстный любить крикета, и хотя местные его и за спорт не считают, но старательно играют комедию) и организованная деревенскими старушками прослушка телефона.
По сути, это чистый Руссо — из искусственной городской жизни героя судьба забрасывает в почти не тронутую цивилизацией деревню — и там живут те самые «благородные дикари», «соль земли». Причем сами они тоскуют по временам еще более давним, показанным в почти что былинном зачине: когда мужчины были суровы и отважны, женщины добры и хозяйственны, дома — полная чаша, рыбы в море было видимо-невидимо, все жили счастливо и достойно. Возвращение чувства собственного достоинства — вторая главная тема фильма. После запрета на рыболовный промысел вся деревня, которая еще не разъехалась в тихо проклинаемый город, живет на пособия, что очень угнетает местных бородачей. Вообще работа в фильме во главе угла, тут в полной согласии с протестантской этикой человек может уважать себя только если приносит пользу.
«Большая афера» - фильм глубоко традиционный — подобные «потемкинские деревни» могли бы, наверное, проворачивать незлобливые, но хитроумные герои Диккенса или даже Гоголя. С самых первых минут уже знаешь, каким будет финал, но парадоксальным образом эта, безусловно, шаблонность не раздражает. Прелесть не в интригах сюжета, а напротив, в радости предвкушения предсказуемого поворота. Фильм простой, но снятый заботливо и с теплотой. Это очень непритязательное и приятное кино дарит полтора часа хорошего времени — это уже многого стоит.