6 декабря в России выходит фильм «Самый пьяный округ в мире», премьера которого состоялась на Каннском фестивале 2012 года.
В самую первую очередь, наверное, стоит заметить находчивость отечественных переводчиков, либо дистрибьюторов – ибо оригинальное название «Lawless», - беззаконный, незаконный, на худой конец - бандитский – ничего нашему зрителю о фильме не говорит, сами с усами по данной части, а вот право называться самым пьяным округом в мире в преддверии Нового года или же конца света в России – так это еще заслужить надо, и вроде как интересно посмотреть-разведать у кого наглости хватило на наше законное место претендовать.
Фильм повествует о трагических событиях 1931го года в штате Вирджиния, когда у всех было много оружия, мало женщин, да и вообще жизнь была суровой, особенно в южных штатах, где делать уже тогда было особо нечего, а сухой закон, вступивший в силу в США в 1919-м году, сильно мешал американцам со всеми этими проблемами адекватно разобраться. В результате, нашли они единственный логичный выход из сложившийся ситуации и начали в бешеных количествах гнать самогон.
Главные герои – братья Бондурант (кстати, вполне настоящие братья, так как фильм поставлен по воспоминаниям внука младшего) – гонят самогон, периодически совершенствуя рецепт, продают его сомнительным личностям по ночам, и чувствуют себя полноценными членами американского потребительского общества. И жили бы братья так долго и счастливо, но в городке появляется новый полицейский, пижон в чистом костюме (братья-самогонщики, естественно, из принципиальных соображений того времени моются исключительно незадолго до любовных сцен), и начинает требовать с бедных бизнесменов денег.
Как и следовало ожидать, они отказываются, после чего то друзья и знакомые полицейского безбожно мочат друзей и знакомых братьев Бондурантов, то наоборот – но в результате никто особенно не умирает, некоторые дальние родственники появляются на пару минут исключительно с целью быть политыми горячей смолой, а все накопленные из-за внезапной вражды жизненные проблемы незамедлительно излечиваются самогоном. О старшем брате Форресте на тот момент уже ходят легенды – вечный, мол, ничто его не берет, поэтому его бьют особенно часто и усердно, потому что в Америке нет чудесной русской пословицы о том, что у пьяных есть свой ангел хранитель.
И вот так вся эта гвардия друг друга периодически обижает на протяжении двух часов, пока не отменяют сухой закон, после чего братья, естественно, сразу же женятся – старший на бывшей стриптизерше, младший – на дочке священника, средний – традиционно вообще не важно, что там средний брат делает, но женщину ему тоже своевременно выдают, рожают кучу детей, собираются вместе, и напиваются, после чего старший брат уходит погулять да развеяться, падает в прорубь, и умирает от пневмонии, потому что пить, дорогие зрители, все-таки вредно, и давайте об этом не забывать.
Сказать, что фильм интересен, было бы сложно. Он не затянут, в основном за счет почти ежеминутного мордобоя, но, как любой фильм о гангстерах, в принципе понятен и прочитывается с самого начала. Интересен в нем далеко не сюжет и не герои, а совершенно внезапное, особенно при таком обилии насилия, переосмысление американцами самих себя. Здесь нет, по сути, «хороших», что уже необычно для Голливуда. Здесь есть плохие, но они настолько плохие, что думать о своей участи особо не заставляют.
Но что здесь есть сполна – так это то, что главные герои поразительно средне-никакие. И за два часа остается ощущение, что им пытаются навязать роль «доброго американского парня» - ведь посмотрите, у него под боком стриптизерша, а он с ней на «Вы» (ну, пока она сама ночью не приходит, естественно), а вот этот, а этот так вообще дочке священника красивое платье купил и на машине прокатил, и не приставал даже (то есть, настоящая любовь, вроде как), но тем не менее совершенно ясно, что все эти герои, как бы они не любили, как бы они не стрелялись и морды друг другу не били, заслуженно или незаслуженно, все они – совершенно пустые картонные вырезки из истории, потому что социуму, их отражающему спустя почти 100 лет –внезапно нечего о себе сказать. Они не тянут даже на анти-героев, они – не настоящие исторические братья, которые скорее всего были вполне себе смелыми отморозками, а их отражения через два-три поколения.
Они не вписываются в то, как американцы традиционно видели себя – герои, анти-герои, но люди, в любом случае, выделяющиеся из массы либо идеалами, либо полным их отрицанием. Быть может, это некий взгляд со стороны - режиссера, австралийца из Канады, быть может, это случайно переданная атмосфера современного американского общества, пытающегося найти самого себя в собственной современной истории кризисов, войн, и откровенной нелюбви со стороны остального мира, но самое удивительное в этом фильме то, что он, созданный по всем канонам американского гангстерского фильма, смотрится как неуверенный выход на бал слегка неумытой дебютантки c пулеметом Томпсона, которой точно сказали и как танцевать, и как расстреливать, а вот она, просидевшая до этого в рефлексивно-подростковой депрессии и вышвырнутая перед зрителями представлять историю великой державы, совершенно не понимает, зачем она всё это должна делать.
И в принципе, взглянув на ее выход, можно посоветовать ей только одно.
Пить самогон, естественно.