На завершившемся в конце минувшей недели Минском международном кинофестивале "Лiстапад" одной из картин, вызвавшей настоящий ажиотаж среди зрителей, стал фильм Петра Стасика "Последний день лета". Одной из причин этого, по мнению некоторых зрителей, стало то, что данная картина, снятая польским режиссером, рассказывает о России. Об этой картине, а также о современном этапе жизни и творчества данного кинорежиссера- наш разговор с ним.
-Пётр, раскажите пожалуйста для тех, кто данную картину не видел, вкратце о чем она.
-Это- взгляд на жизнь нескольких детей и подростков из российской провинции.
-Почему Вы вообще решились на то, чтобы снимать данную картину? Почему ее темой стала Россия?
-Два года назад, когда я гостил у родителей в деревне, я нашел свои детские дневники. Две недели спустя я поехал в Пензу. За 700 км от Москвы провинциальная Россия выглядит, как Польша двадцать лет назад. В Пензе я случайно попал в кадетскую школу. Мой дневник и эта школа напомнили мне о детстве - и я решил снять об этом фильм.
-А насколько вообще тема России сегодня популярна в Польше?
-Она была остро популярна лет 20-30 тому назад, сейчас наблюдается ощутимый спад. Вместе с тем, мне очень хотелось бы, чтобы данный спад как можно скорее снивелировался, то есть, чтобы данной темы было побольше.
-Возвращаясь к теме фильма "Последний день лета", хотелось бы поинтересоваться, только ли в детство Вы во время съемок данной картины вернулись, или же были еще какие-то запоминающиеся впечатления?
-Главное впечатление- то, что на Востоке больше духовности, чем на Западе.
-Почему именно эти ребята попали в Ваш объектив?
-Я искал ребят похожих на себя- мечтателей.
-Почему Вы назвали картину именно "Последний день лета"?
-Потому что в принципе с очень далеких времен я именно в это время очень много снимал. Конец лета- это как конец очередного этапа в жизни.
-Почему взяли для съемок именно школу МЧС?
-Это не специально, просто так получилось. И те, кто данный фильм видел, могут почувствовать, что сценография осталась в нем такой же, как и для обычной школы.
-Как долго в целом Вы снимали данный фильм?
-В целом- два месяца, но очень долго затем монтировал.
-Как Вам удалось вывести детей на обсуждение в своих разговорах острополитических тем?
-Просто для меня дети- всё равно что взрослые. Они для меня- партнеры. Я говорил детям, что конкретно будет показано в фильме, тем более, что ответы на подобные вопросы мне, как режиссеру, были очень давно известны.
-Каков был бюджет данного фильма?
-100 тысяч евро.
-Были ли во время его съемок какие-либо курьезные случаи?
-Один раз меня арестовали. Директор попросил, чтобы я сделал одно интервью, но потом ко мне было очень много вопросов типа того, а не шпион ли я.
-Вы себя ощущаете молодым режиссером?
-Фильм "Последний день лета" для меня- второй важный фильм в моей жизни, но в недалеком будущем я хотел бы еще сделать картину, которая могла бы стать для всех универсальной, то есть, которая будет одинаково интересна всем возрастам.
-Каковы Ваши творческие планы на ближайшую перспективу?
-Снять фильм, который бы соединил оперу и документалистику. Кроме того, с учетом того, что каждый раз, когда я выезжаю за пределы Польши, меня охватывает ностальгия по прошлому, может быть, что-нибудь еще сниму и на исторические темы.
-Что повлияло на становление Вашей личности?
-Если имеете ввиду как кинематографиста- то и не знаю сразу, что ответить. Мои родители- фермеры, сами понимаете, от кинематографа это далековато.
Но очень на многое в моей жизни повлияла видеокамера. Если бы ее у меня не было, то не было бы даже той, самой далекой поездки в Россию.
Помимо этого, видеокамера- это всегда встречи с людьми, а встречи с людьми- это всегда интересно. А интерес личность всегда развивает.
-Спасибо за интересную беседу!