«Будка» для Рыжика
21 октября 2016, 16:00 [«Аргументы Недели», Анастасия АНТОХИНА ]
«Будка-Омск» – самое крупное в Омске сообщество волонтеров, оказывающих помощь бездомным животным. Любовь к котикам и собачкам они выражают не «мимимишными» постами в социальных сетях, а реальным делом. Подумайте только, за 9 лет работы добровольцы нашли дом 6 тысячам брошенных и потерянных четвероногих! О том, как животным ищут и находят крышу над головой, рассказала волонтер «Будки» Елена Олюнина.
– Елена, согласно известной пословице, человека встречают по одежке, а провожают по уму. А с животными происходит так же? Сначала люди влюбляются в мокрый нос и сверкающие глаза, а затем уже расспрашивают про характер? Или же для них первостепенно, как животное будет вести себя в новой семье?
– Есть такое понятие, как «пиарные фото». Их делают, например, журналисты для различных газет. Это красивые броские фотографии с выгодных ракурсов. Когда я вижу подобные снимки наших кошек и собак, иногда приходится звонить и просить сменить картинку. А происходит это вот почему... После таких публикаций люди часто находят нас и первое, что спрашивают: «Ой, а он на самом деле такой красивый? А у него правда такие глаза?». И как только узнают, что у котенка, допустим, нет одной лапки или поврежден глазик, на этом разговор заканчивается. Истории о том, как бездомыш был найден, что с ним случилось и как он чувствует себя сейчас, трогают далеко не всех потенциальных хозяев. Те, для кого это важно, проходят, скажем так, наш первичный отсев.
Есть у нас своя ежемесячная газета «Будка-Омск». Волонтеры распространяют ее по ветеринарным клиникам и магазинам. Мы рассказываем о питомцах, которые ищут крышу над головой, о мероприятиях с нашим участием, печатаем полезные материалы о животных. Здесь однажды была опубликована очень показательная история... Женщина из Германии, Аннет, увидела на сайте нашего сообщества информацию о том, что котенок Тошик ищет дом. Ее сердце дрогнуло, и она забрала себе маленький комочек из далекой Сибири даже после вердикта врачей, что вскоре Тошику придется ампутировать одну лапку.
– Была ли какая-то история спасения, возможно, особенная собака или кошка, которая тронула сильнее остальных?
– Таких историй у нас много. Не так давно я занималась спасением запертого в машине лабрадора. В Омске стала распространяться информация о собаке, которая уже месяц живет в машине. Наконец хозяина нашли. Я ему записку в автомобиль кинула с пояснениями, что так содержать собаку – не дело, мы будем привлекать полицию. Он прочитал, понял, что усиленное внимание к нему обеспечено, и забрал собаку из машины, объяснив, будто это временно было. Оказывается, хозяин лабрадора живет в частном доме. Сказал: «Простите, был неправ, собака машину охраняла».
Еще была история спасения Рыжика. Нашему волонтеру позвонил молодой человек и рассказал, что кот, которого мы совсем недавно ему отдали, провалился в шахту. Позже выяснилось, что он упал в огромную дыру в туалете. Там Рыжик пролежал 2 дня! Мы пытались спасти его, но даже не понимали, жив ли он, ведь высота, с которой упал кот, была очень приличная.
– Так Рыжик уцелел?
– Да, отделался лишь небольшим испугом. Пожилая женщина, хозяйка квартиры, на этаже которой застрял кот, отказывалась открывать дверь и волонтерам, и участковому. Объясняла это тем, что сосед, чей кот провалился к ней, недавно ее залил, тем самым испортив ремонт. Поэтому она будет только рада смерти кота! Лишь к полуночи совместными усилиями нам удалось уговорить ее открыть дверь.
А Рыжика у бывших хозяев мы, кстати, забрали. Решили, что их совместное проживание ничем хорошим точно не закончится.
– Ваш рассказ об этой женщине напомнил мне про догхантеров. Какая-то нездоровая жестокость... Как думаете, что движет такими людьми?
– Мне кажется, жестокость к животным говорит о глубоких внутренних проблемах. Это обиженные по какой-то причине люди.. Для догхантеров убийство стало неким культом, причем не только сама смерть животных, но и всеобщая огласка. Они в свое оправдание что только ни называют! И санитарные проблемы, и опасность, которую могут причинить бездомные животные. Только решение проблем так же глупо, как если б люди, пытающиеся спасти пешеходов от наездов на них автомобилистов, сжигали бы все машины.
– А если отлавливать бездомных животных и отдавать их на попечение в приюты? Это предложение из ряда нереальных? Вообще, как вы оцениваете ситуацию с приютами в России?
– Ситуация очень двусмысленная. Есть регионы, где существуют муниципальные приюты, и, с одной стороны, это здорово, потому что невозможно все сделать волонтерскими силами. И по закону положено, чтобы животные, которые представляют опасность для жителей, не оставались на улице. Двусмысленность заключается в том, что происходит разворовывание денег в муниципальных приютах. В итоге они не выполняют нужную работу – плохо содержат животных, не стерилизуют их... То есть приюты есть, а эффективности в них нет.
В Омске, к сожалению, есть всего один приют, он общественный и никем не финансируется, кроме граждан. Он буквально захлебывался в собаках и на следующий тендер уже не вышел. Тогда тендер взяла коммерческая организация, и, естественно, произошло то же самое, что и в Москве, когда собак оттуда вывозили трупами. И потом всех выживших отправили, опять же, в этот бедный общественный приют.
– А если так же собраться неравнодушными людьми и самим создать приют?
– Своими силами поднять приют катастрофически тяжело, потому что волонтер – это человек, который помимо благотворительности имеет основную работу, благодаря ей он и живет. И после 8-часового рабочего дня очень сложно руководить приютом.
Летом мы проводили эко-пикник. Я была куратором акции, и, естественно, что мой номер телефона везде опубликовали. Всю неделю мне звонили люди и спрашивали... нет, не про мероприятие и не про то, чем нам помочь, а про то, как отдать нам своих животных. С одной стороны, ничего удивительного. А с другой, печально, потому что услышав слово «волонтер», помощь начинают вменять в обязанность, ругать за то, что не можем в ряде случаев откликнуться, не думая, что волонтерство – это добровольная деятельность в личное время.
Вообще, я всегда советую повесить объявление в подъезде со словами: «Уважаемые соседи, ищем новых хозяев для животного. С его обустройством в новом доме поможем». Это, кстати, хорошо срабатывает.
– А у вас есть животные?
– У меня две кошки и два кота. Больше, к сожалению, квартирка не вмещает. Я кошатница, с собачками не получается. Вот, видите, который час, а я до сих пор на работе.
Буквально вчера кормила кошку у подруги, а рядом с ее домом бегает море котов. Мне приглянулся один: по опыту, мы его могли бы очень быстро пристроить. Я захотела его сфотографировать и поманила, так ко мне кинулась целая толпа котов! От этого просто дрожь в сердце. Понимаешь сразу, как все они хотят домой. Есть, конечно, «самодостаточные» животные, которым хватает того, что им иногда дают вкусняшку на улице. А есть те, у которых прямо в глазах читается, что им очень нужен дом.
– Елена, почему вы не зарегистрируете сообщество как юридическое лицо? Тогда вы, например, сможете участвовать в грантовых конкурсах и больше бездомышей обретут крышу над головой.
– Я согласна, что регистрация даст гораздо больше возможностей в работе, но это еще более серьезная форма отчетности и ответственности даже для самих себя. Беда в том, что официальность сразу снизит нашу эффективность. Сегодня наша команда – это люди, взаимоотношения с которыми основаны лишь на доверии, а не на документах в налоговой, благодаря чему можно быстро реагировать на происшествия, быстро искать и выделять деньги, организовать мероприятия, не задумываясь о каких-то официальных разрешениях. Как обычным гражданам нам проще. Если мы официально зарегистрированный фонд, будет большой проблемой оказать, к примеру, экстренную помощь. Даже договор с клиникой на оказание услуг потребует немалых временных затрат.
Конечно, «Будке-Омск», как и каждому сообществу, есть куда расти, но команда наших волонтеров уже сделала, казалось бы, невозможное для многих бездомных животных повседневной домашней явью.
Сообщество «Будка-Омск» вошло в число лучших социальных инициатив Сибирского федерального округа, презентованных на форуме «Сообщество» в Омске. По совместной программе Общественной палаты России и газеты «Аргументы недели» проект получает информационную поддержку в рубрике «Сможем вместе!».