Есть какой-то старый рассказ о том, как дети первого сентября пришли в первый класс, и каким откровением для них стало в этот день знакомство с азбукой, которое, как это водится, началось с буквы «А». Когда-то так оно и было, но даже в далекие восьмидесятые перед поступлением в школу (причем, самую заурядную) я почему-то (сейчас уже не помню почему) проходила подобие собеседования с заведующей начальной школы, на котором кратко изложив требуемые анкетные данные, я прочла предложенный текст, а также посчитала отдельно по цветам и все вместе взятые цветы в ее вазе. Но тогда такие собеседования были исключением, теперь же они проводятся практически во всех школах, по крайней мере, в Москве-то точно.
В отношении спецшкол и прогимназий все понятно — согласно результатам собеседований детей либо принимают, либо отсеивают, но экзаменовка проводится даже перед поступлением в обычную школу! Ходят слухи, что по итогам таких собеседований детей сортируют на успешных и отстающих. Класс А будто считается передовым, а дальше по ниспадающей до Г, Д.
Действительно ли существует некое негласное распределение? Или это что-то из разряда историй, которыми родители стращают друг друга? Если у кого-то есть сведения на этот счет, или какие-либо свои соображения, поделитесь ими, пожалуйста!
Сейчас одним чтением и счетом учителей не проймешь, и в каждой школе существуют свои «коронные» вопросы. Например, в школе моей старшей дочери испытания проходили в три этапа: логопед, психолог и, собственно, учитель. Родители на собеседовании присутствуют, но вмешиваться в процесс им категорически запрещено. Логопед проверяла развитость речи. Среди вопросов, например, были такие: что такое дождь, снег, туман (правильный ответ — осадки, слово и взрослыми-то употребимое не часто); что такое самолет, грузовик, корабль (ответ — транспорт), что такое «каменное сердце» и «сердце золотое», ну, и так далее. Психолог проверяла не психологию ребенка, как можно было бы ожидать, а задавала всякие задачи - простые академические и с подвохом, типа, на логику. Просила посчитать вверх-вниз от указанной цифры (у нас это называлось вперед-назад, поэтому мой ребенок сперва вообще не понял задания), перечислить месяцы и дни недели в прямом и обратном порядке, а также составить из разрозненных картинок последовательность (в нашем случае это был распорядок дня школьника) и прокомментировать ее.
Потом, как выяснилось с целью проверки моторики, она сбацала на столе чечетку не слабее Фреда Астора, правда, руками, которую должен был воспроизвести мой ребенок. Поскольку я на такие штуки дочку не натаскивала, с этим заданием мы пролетели. Собеседование у учителя оказалось вполне традиционным — чтение небольшого текста, пересказ, вычисления в пределах пяти, счет в пределах десяти и рассказ по картинке. Вопрос после всех этих испытаний сформировался такой — а чем же, собственно, будут заниматься дети в первом классе. Как выяснилось все тем же — изучением букв и цифр.
А вот небольшой курьез на обсуждаемую тему. Моя родственница устраивала в английскую спецшколу своих дочек. Старшую она готовила очень тщательно, поэтому там проблем при поступлении не было. С младшей было веселее. И без того напуганной девочке был задан строгий вопрос: для чего она идет в школу? Логичный ответ «учиться» комиссию не удовлетворил. С помощью наводящих вопросов начала формироваться цепочка. Для того чтобы получить знания? Да, но не только. Для того чтобы получить хорошую работу? А для чего тебе хорошая работа? Чтобы детей кормить? Нет, нет и нет! Правильный ответ знала только сама комиссия. Если не догадались - знайте и стыдитесь своего эгоизма: для того, чтобы приносить пользу обществу! Не больше и не меньше.
Вообще то не собеседование, а психолого-педагогическое обследование должно проводиться, но в детском саду, на предмет готовности ребенка к обучению в школе. Тесты и упражнения очень простенькие. Выявляют уровни сформированности определенных понятий, навыков, умений детей . И в подготовительной к школе группе. Это называется "Готовность ребенка к школьному обучению". Включает несколько параметров: планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта. Планирование - умение организовывать свою деятельность в соответствии с ее целью. Контроль - умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью. Мотивация учения - стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их. Ребенок к школе готов если:
- умеет планировать и контролировать свои действия (и стремится к этому);
- ориентируется на скрытые свойства предмето, на закономерности окружающего мира, стремится испольовать их в своих действиях;
- умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логичесие операции в форме словесных понятий. Существует "Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения". Выявив уровни - воспитатели, педагоги должны работать с детьми, что-бы потом в течение года развить у детей те качества, которые необходимы в школе. Все остальное - от лукавого. Более подробно с тестами можно ознакомиться в книге Р.В.Овчаровой "Практическая психология в начальной школе" или другой литературе. Сейчас этого достаточно много. Есть книги, которые и в домашних условиях позволяют родителям подготовить ребенка к школе. Самое главное - логика, умение слушать, внимание, развитие памяти,развитие мелкой моторики (это очень важно), физическая подготовка. При этом все проводится в игровой форме. В школе же такие собеседования могут проводится только на предмет, опять таки, выявления уровней сформированности определенных показателей, для того, что бы учитель мог организовать индивидуально-дифференцированный подход в обучении, и не более того.
Если будет время, то попробую прислать вам перечень литературы по данному вопросу. Но можно найти и в интернете.
А вообще у вас в Москве, извините за выражение, "изгаляются".
Кому нужно такое счастье как школа в сегодняшенм понимание данного заведения?
Школа это место времяпровождения детей в рабочее время родителей, ничего больше. Чему там учат? -Держать груду мусора в голове, которая не факт, что когда-то пригодиться? Это касается всей общеобразовтельной системы.
В какой средней школе учать понимаю мира вокруг тебя и принципов существования общества?
Хоть раз в школе обсуждалась тема как: «Зачем девочкам такой образ как необходимость как можно скорей выйти замуж? Какие реальные последстия ожидают после этого, кроме красивого свадебного платья?», почему никто никогда не выносил такие вопросы со всей их глубиной в образовательных учреждениях? У меня очень много в списке аспектов нашей жизни, которые обществом держится за кадром. Да, пожалуйста, не надо придираться к вопросу выше про девочек, могу еще тысячу аналогичных привести.
Моих двойняшек 16 лет назад тестировали перед поступлением в 1 класс.Просидев 3 часа в душном коридоре школы они попали на тестирование, уже ничего не ронимающими и изнуренными жарой. В результате были зачислены в класс для тупых.Первые же занятия показали их высочайшие способности к обучению и пониманию и были переведены в класс для умных.Закончив школу в классе с усиленной программой по математике и физике сразу поступили в несколько университетов Москвы, но закончили МТУСИ в прошлом году и уже работают по специальности.
Так минорное начало закончилось мажором, и дай бог так каждому.
По-моему, зря все эти тесты устраивают... ребенок и так еще не может адаптироваться в современном обществе,а его уже начинают запугивать, унижать, что это он не умеет, это он не знает, что он вообще человек второго сорта. Школа у нас должна быть доступной для всех, а не для избранных. Общее образование у нас еще пока никто не отменял. И извините меня, куда отдать ребенка к примеру, если он например, в меру своего развития (детского) не может сразу соорентироваться по теме, что от него требуют на собеседовании. Взрослые и то не всегда могут ответить на поставленные вопросы, а мы хотим чтоб дети у нас сразу отвечали и главное чтоб это было в точку. По-моему, это полный маразм и издевательство над детьми!!!!!
А моя дочь пошла устраиваться в английскую школу самостоятельно,без взрослых и документов.Это было в 78 году.И уже из кабинета директора меня вызвали в школу: «Хотим посмотреть на родителей этого ребенка» Она посчитала,почитала,рассказала стих и рассуждала на тему,зачем ей школа,очень сомневалась в ее необходимости,ведь она и так все знает.А поступать пришла,потому что мама очень расстраивается,что она одна будет сидеть дома.
Моему сыну сейчас пять полных лет . Он у меня бегло читает , пишет , умеет складывать и отнимать ,сейчас увлекся умножением, играет в шахматы ,занимается плаванием и очень просится в английскую школу. Причем никто специально не занимается его обучением. Просто он в очередной раз просит :- Купите глобус, я буду географию учить ! Мы покупаем - он учит. И так во всем. В то же время ,на мой взгляд ,относительно ровестников много младше их в социальном развитии.Плюс имеет заикание речи (логопед сказала ,что это не её проблема ,а невролога , вроде как от переизбытка знаний)
В связи с этим стою перед огромной дилемой ( ребенок ноябрьский ,т.е. к первому сентября ему будет 6,10 или 7,10): во сколько отдать ребенка в школу ? В неполных семь или в неполных восемь ? Насколько я знаю отдавать можно сейчас в 6 с половиной. Очень боюсь ,что первая же грубость учителя убьёт в нем неуемный интерес к наукам или наоборот ,что ему от чрезмерных знаний для его возвраста уже не интересно будет учится... Интересно Ваше мнение .
Алле: Вы говорите, что Ваш ребенок менее адаптирован в социальном плане, чем его ровесники. В чем это выражается? Он менее коммуникабельный? Тогда, это, скорее всего, результат заикания. Или он не всегда может постоять за себя? Или ему сложно в бытовых вопросах? Если он у Вас не садовский, то ему будет труднее, чем детям, которые уже прошли садовскую «школу». Очень важно чтобы ребенок был готов к тому, что в школе и в лоб могут дать ни за что, и обозвать по всякому, и учитель не всегда будет объективен. Если Вы чувствуете, что морально он не готов, лучше годик подождать, а за это время постараться как-то психологически его подготовить. Кроме того, он еще подрастет, окрепнет, короче, будет выглядеть внушительнее. Раньше был еще один аспект - армия. В школу отдавали пораньше, чтобы был дополнительный год для поступления в ВУЗ. Но сейчас обучение 11 лет, так что по любому у него не будет второго года для поступления.
Насчёт «коронных» вопросов... Моему сыну был задан такой: «За забором 8 ног. Сколько там стоит собак?» С тех пор прошло уже 12 лет, а вопрос этот стал «коронкой» у нашей семьи: так мы «проверяем» знакомых, взрослых и детей. Ещё вопрос: «Мама испекла 5 пирожков. Ты съел 2. Сколько осталось?» Ответ : «Бабушка!»
- Что «бабушка»?
- Бабушка испекла, мама не умеет!!!
Вот так и попали в гимназический класс!!!
До революции при поступлении в гимназию тоже были собеседования. Есть такая книжка, очень популярная в моем детстве - «Дорога уходит в даль» Александры Бронштейн. Автор красочно описывает свои вступительные испытания. Да нынешние комиссии просто гуманисты! Например, ее попросили прочитать отрывок из «Горя от ума» Грибоедова. И вопросы по тексту: Кто такой «Французик из Бордо»? Что значит «Надсаживая грудь»? Найдите, почитайте. Интересно, современные абитуриенты-первоклашки осилят такие вопросы? Так что не стоит, наверное, строго судить современную практику. Учиться всех возьмут, и нет ничего плохого, чтобы учителя понимали уровень готовности. Ну и оценивали, это их работа. И еще, позволю ремарку. Психолог, который задает вопросы « с подвохом, типа, на логику», делает свою работу. Логика - это наука о законах правильного мышления. Мышление - это ПСИХИЧЕСКИЙ процесс опосредованного отражения существенных признаков предметов и явлений окружающего мира и их внутренних взаимосвязей. За двадцать минут нельзя проверить психологию, поверьте))) Но можно оценить, КАК ребенок мыслит, т.е. использует свой ум. И профессионалу сразу все становится ясно. Даже то, насколько родители любят своего ребенка.
С уважением,
Елена Семеновна, мама и бабушка, врач-психиатр
Что-то странное с нашим школьным образованием. Все обширнее становится программа. Все дольше учатся дети. Все раньше заставляют малышей учиться. И все чаще выходят из стен школ оболтусы, читающие буквально по слогам.
Правда-правда. Сам таких видел, сколько угодно.
Моя пятилетняя дочь учится за дополнительные деньги в добровольно-принудительном порядке в детском садике уже второй год. Чему - не пойму. Вместо привычной многим поколениям азбуки ("мама мыла раму") какие-то толстые учебники, где десятками страниц идут бесконечные и бессмысленные слоги: "Рам-рум-быр, тыр-пыр-дыр". Абракадабра какая-то!
Попробовал проверить дома, чему же научили их за тысячу рублей в месяц, на протяжении почти двух лет. "Рам-рум-быр" и все тут. Тащу в конец книги, где, наконец, мама все же моет злополучную раму. "Здесь читать не буду", - категорически упирается дочь. - "Мы это еще не проходили". И открыв уже засаленную страницу, заунывно и в растяжку заводит: "Рам-рум-быр", при этом водя пальцем где-то в другом месте.
- А с закрытыми глазами читать можешь?
- Это как? - заинтересовалась дочка.
- А вот так, - и закрываю ей глаза ладонью.
- Рам-рум-быр, тыр-пыр-дыр... - привычно начинает и без запинок доводит до конца страницы. Давно заучено наизусть...
Еще в последние годы в школах взяли моду устраивать целый экзамен дошколятами, с целью как бы определить степень их готовности к учебе. Как будто в ту же школу не придут и те, кто дома сидел, и ни букв, ни цифр в глаза не видал. Доводят до истерики мам, до нервных срывов самих малышей. Одна моя знакомая, женщина с детьми строгая, не так давно водила на такой экзамен дочь. Перед этим месяц накачивала бедняжку, как важно пройти собеседование, и как важно правильно ответить на все вопросы.
- Будут спрашивать, кто у тебя папа и мама, - инструктировала каменеющую от страха Танечку, - запомни: папа - начальник, РУКОВОДИТЕЛЬ, а мама- ИНЖЕНЕР-ЭНЕРГЕТИК!
Кое-как прочитав заплетающимся от страха языком маленький рассказик и запутавшись в арифметике, Танечка, наконец, услышала то, чего боялась.
- А кто твои родители, Таня?
- Папа что-то РУКАМИ делает, а мама - инженер-ВИНЕГРЕТИК...
Отхохотав, комиссия продолжает допрос. Подключается психолог.
- А какие тебе сны снятся?
- Никакие! - неожиданно твердо отвечает ребенок.
- Что, вообще не снятся?
- Никогда! - отрезает побледневшая Таня.
- Да, сложный у вас ребенок. Надо же, и сны ей никогда не снятся...
- Как ты могла?! Как ты посмела сказать, что тебе сны не снятся? - устроила Тане скандал прямо в коридоре мама. - Ведь снятся! Отвечай! Снятся?
- Да...
- Так почему ты сказала, что не снятся?
- А вдруг мне какие-нибудь неправильные сны снятся? - заплакала девочка.
Ради любопытства глянул я на вопросы, какие задают детям на таких собеседованиях. Прямо западни какие-то. Чтобы точно ребенка срезать! С ужасом подумал, что мне, с моими тремя высшими образованиями, два из которых с красным дипломом, такой тест, пожалуй, не пройти.
А недавно в гостях подруга жены пожаловалась, что ее сын в школе никак с какими-то дис...криминантами (так, кажется, назвала) не справится. Хотя вещь-то элементарная. Я даже побоялся переспрашивать, что это за дискриминанты такие...
А пока домой ехал, подумал вдруг, что из всей математики, которую нам в таких огромных количествах в школе заталкивали, кроме таблицы умножения и процентов за последние тридцать лет мне, гуманитарию, в жизни еще НИЧЕГО не пригодилось. Даже какого-нибудь иксика несчастного.
И чему их там в школе 11 лет учить собираются? А ведь и 12 хотели...
Мы по глупости и тщеславию родительскому пошли записывать нашего старшего в первый класс в гимназию. Дело было 10 лет назад, у нас подобные заведения были новинкой.
Избегавшийся за пару часов ожидания своей очереди ребенок отвечал на вопросы директора школы про звезду Солнце, чего-то считал, но не смог вспомнить имя-отчество президента. Директор аж привстал с кресла, когда восполнял этот пробел в знаниях ребенка. Мы как-то сразу решили, что учить в том заведении своего ребенка не очень-то и хотим. Сына отправили учиться в туже школу, где училась я (а до меня моя мама). Не ошиблись.
На следующий год пошел в родную школу наш младший сын. А лет через 5 отправим туда и дочку.
Сейчас сын уже вырос из возраста, когда принимают решения только родители. После 8 класса он попросил меня написать заявление в железнодорожный лицей (« с директором я уже побеседовал, меня берут»), в 9 классе опять сам определился с профилем (физ-мат). Младший сын пока ничего менять не хочет.
А про то, что учителя не всегда адекватно оценивают детей... В классе втором сын сильно расстроился от того, что «учитель его не любит».И довольно быстро успокоился, когда понял, что не важно, любит ли тебя водитель маршрутки, продавец в магазине и т.д. У учителя своя задача. У ученика - свои. Главное - взаимоуважение и профессионализм. А любят его дома, как самого лучшего в мире Мишку.
Вспоминаю, как 20 лет назад мою младшую сестру тестировали в 1-й класс. К тому времени она уже бегло читала, считала, 2 года отучилась в музыкальной школе, в сад не ходила. Вопрос был - Назовите виды подземного транспорта, не менее трех.Живем в Питере. Единственное, что пришло в голову ребенку - метро. Сказали, мол, сразу видно, что ребенок не детсадовский, отсталый и т.п. Мама была в ужасе, потому как и сама кроме метро ничего назвать не могла. Правильный ответ учителя потом нам сказали - газопровод, водопровод и т.п. ))))
Где-то встретила:
Мальчика на тестирование при вступлении в школу спрашивают о различии между автобусом и троллейбусом.
Продвинутый мальчик начинает рассуждать про электродивигатель и двигатель внутреннего сгорания. Ответ психолога: "Неверно, правильный ответ - у троллейбуса есть РОЖКИ!!!!