«Дорогая мамочка! Я обещаю всегда-всегда слушаться тебя, я буду помогать тебе, я буду мыть посуду, только забери меня отсюда...», - так в стиле чеховского Ваньки Жукова писала моя подруга из пионерского лагеря домой. Я тоже не любила пионерских лагерей, и мои немногочисленные письма родителям были выдержаны примерно в том же, правда, более сумбурном стиле, где просьбы забрать меня домой перемежались с указаниями выслать мне теплые вещи и чего-то там еще. Наверное, я все-таки понимала, что никто меня не заберет, и домой я поеду не раньше, чем подадут лагерный автобус. Как бы там ни было, продолжая судьбу письма Ваньки Жукова, ни одно из этих посланий до моих родителей так и не дошло (как, впрочем, и то письмо моей подруги до ее мамы). И дело было не в безграмотно указанном адресе или недобросовестной работе почты, а в жесткой цензуре - конверты запечатывать не разрешалось (а нам даже в голову не приходило поинтересоваться — почему), и все горестные послания пионеров отправлялись в мусорное ведро вожатской.
Была у меня и другая подружка, которая не могла дождаться лета, чтобы уехать в лагерь. Там у нее была жизнь, которая мне представлялась совершенно нереальной — полуночные катания с местными на мотоциклах, посиделки у костра с ними же, что-то там еще в этом духе. Рассказы об этих похождениях, притягательные и одновременно пугающие своей лихостью, завораживали и манили, но сама я ни на какие прогулки за территорией лагеря, ни с какими местными, даже если бы они очень настойчиво меня приглашали, не отважилась бы и в бреду. Дух авантюризма отсутствовал во мне начисто.
Были у меня и другие знакомые, которым нравились лагеря, но, как правило, это были те, кто ездил одной и той же компанией в один и тот же лагерь из года в год. Меня же мотало по разным направлениям в зависимости от того, куда удалось достать путевку.
Наверное, основная причина моей нелюбви к лагерю крылась все-таки в складе моего характера — я была, что называется, домашним ребенком. Но хватало и всякого другого. Ну, режим дня по свистку — это понятно, но это зло неизбежное в условиях обеспечения порядка общежития. А вот запрет на посещения туалета во время тихого часа (если удобства на этаже или, как было в моем первом лагере с космическим названием «Ракета», на улице). И мы (какими же забитыми мы были!) послушно повиновались этому запрету. Помню вожатую (заметьте не вожатого, а именно вожатую), которая на свой манер воспитывала тех мальчиков, что не достаточно тихо вели себя во время сна: она выводила их в коридор, ставила на полусогнутых ногах спиной к стенке с подушкой в вытянутых руках. Если кто уставал и начинал выпрямлять ноги или как-то там вихлять, она тут же била ногой под колени. Мальчишка падал, поднимался и все повторялось сначала. С девчонками она такого не проделывала, но мы ее все равно боялись. Что самое интересное, ребята терпели и ничего не говорили родителям. Эффект воспитания — во всем слушайся старших. Но потом, кажется, второй наш вожатый что-то такое о ней поведал начальнику лагеря — больше мы ее не видели.
Была «игра» в спутник, когда вожатый пинком под зад приводил в движение пионера, который нагнувшись вперед и раскинув руки в стороны должен был двигаться по коридору, издавая мерные звуки «пи-пи-пи» .
Помню, как девчонок (а было им лет по 11-12) за разговоры во время тихого часа выставили в ночных рубашках на теннисные столы, которые стояли на открытой веранде нашего корпуса. Стоять было велено, к удовольствию мужской аудитории, в течение 10 минут после горна.
Ну, не все, конечно, было так мрачно. Были лагеря и вполне приличные, с вполне адекватными вожатыми, но опять же все эти олимпиады, смотры строя, зарницы (игра, в которой мы ровным счетом ничего не понимали и поэтому просто суетливо рысачили по лесу) и всякая прочая чушь. А еще бассейн, в который нас запустили лишь однажды, а в остальное время его осваивали вожатые и персонал.
Были случаи дерзких побегов - поступок, о котором я однажды мечтала и даже планировала, но на который так и не отважилась. А вот племянники моей знакомой успели преодолеть полпути к Москве (лагерь располагался в ближнем Подмосковье), до того момента как их настигли и уже официально депортировали домой. После этого в лагерь их родители больше не отправляли.
Мой последний визит в лагерь случился спустя годы. Будучи уже замужем, я отправилась туда навестить дочь своих знакомых, которая на тот момент окончила шестой класс, значит, было ей лет 12. Первое, что меня тогда поразило, это то, что шибздики на воротах, которых я приняла за старшеотрядников, оказались вожатыми. А второе — это пятно на шее вышеуказанной барышни, над природой которого я мучительно размышляла всю нашу встречу. В конце концов пришлось смириться с реальностью и признать в нем след от поцелуя, в простонародье именуемый «засос».
Не все, конечно, было так ужасно: были кружки (правда, не всем удавалось в них записаться), была чудная вещь, которая называлась ярмаркой — с конкурсами, призами и прочими штуками, а еще в некоторых лагерях на закрытие смены вожатые устраивали концерт. Из неформальных развлечений - королевская ночь с выдавливанием остатков зубной пасты на части тел спящих товарищей. Еще помню нравилось дежурить на кухне. Там за чисткой картошки старая повариха рассказывала нам всякие жизненные страсти почище детских страшилок о пиковой даме и черной руке, а еще в такие дни мы могли лопать сколько угодно и пропускать тихий час. Ну, и, конечно, дискотека... Но все равно лагерь мне в целом не нравился. Поэтому однажды, когда родители согласились забрать меня из лагеря на неделю раньше положенного срока, я подхватив нешуточный чемодан и обувной мешок, пустилась, перепрыгивая через лужи, к проходной с резвостью, которой, как образно выразился папа, мог бы позавидовать африканский бегун.
Сейчас, насколько я знаю, лагеря сильно изменились. Появилось больше развлечений, каких-то мероприятий. Нет всякой чуши в виде смотров строя и обязательных олимпиад, где перед выстроенным в линию отрядом я тоскливо ждала своей очереди повиснуть сосиской на турнике. Есть специализированные лагеря с изучением робототехники и всяких современных технологий, футбольные лагеря, лагеря на базе МЧС с занятиями умеренным экстримом, лагеря с фэнтази-тематикой, языковые лагеря, лагеря заграничные и даже цирковой лагерь. Тут только нужно понять, какой больше подходит ребенку, и уж совсем здорово, если он поедет туда с другом, чтобы легче было адаптироваться. Лагеря платные, если только путевку не дадут «от работы», но, судя по отзывам, они стоят своих денег.
Тут, кстати, на днях встретила свою знакомую с девятилетним сыном, который только что вернулся из лагеря из Анапы. Лагерь самый рядовой, но ему там в целом понравилось. Наиболее «серьезными» его претензиями были такие: их заставляли убираться в палате и стирать свое грязное белье. Вожатыми там были ребята стройотрядовцы. По словам моей знакомой, за детьми там очень хорошо следили и все время занимали какими-то викторинами, конкурсами, концертами и т.д.
Мое отношение к лагерю начинает меняться, но все-таки остаются вопросы. Например, я опасаюсь наркотиков и всяких «неуставных отношений». Понятно, что дети должны учиться говорить «нет», постоять за себя. В Великобритании вон вообще отправляют в закрытые школы лет с 7-8 на полный пансион. И все-таки страшно...
Так или иначе, все же подумываю о том, чтобы отправить своих детей в лагерь на будущий год. Для начала поближе, чтобы в случае чего можно было приехать. Кроме того, есть, слава Богу, сотовые телефоны, так что ребенок всегда на связи. В общем, соберу всю возможную информацию, постараюсь подготовить их морально, экипирую на все случаи жизни (помню, у нас одним из важнейших аксессуаров, которым нас снабжали в лагерь родители, был одеколон редкой вонючести «Гвоздика» - от комаров) и вперед, с песней!
Или при наличии бабушки-пенсионерки и дачи незачем и детей мучать?
Меня в лагерь отправляли несколько раз. Обычно в Подмосковье, а один раз – на море, в Анапу. Это были лагеря от завода родителей. Я, конечно, сначала скучала по дому, но потом мне все нравилось. Особенно, когда уже стала попадать в старшие отряды. Поэтому особых сомнений у меня не было, когда два года назад собиралась отправлять своих дочерей в лагерь.
Это все тот же лагерь в Анапе, куда ездила я, путевки нам достал мой папа. Завод, на котором работает папа, каким-то чудом сумел сохранить свой лагерь. Дети с радостью собирались в лагерь. А вот все сложилось у них все по-разному, хотя записали их в один, самый младший отряд. Старшей Алёне на тот момент было уже 9 лет, она прекрасно общалась с новыми друзьями, вожатыми. Ей было очень интересно в лагере до тех пор, пока она не попала в изолятор с больным горлом. Тогда начались ежедневные звонки мне с плачем «Мамочка, забери меня домой. Я здесь умру». Но как только ее выписали из изолятора, звонки тут же прекратились.
Маленькой Кате было намного сложнее. 7 лет ей исполнилось как раз в лагере. Все-таки она была маловата для таких изменений в своей жизни. Она не звонила мне каждый день, потому что телефон в отряде зарядить негде, и я не знала обо всех ее переживаниях. Уже после смены старшая рассказала мне, что Катя каждое утро плакала, потому что просто хотела к маме. Хотя у Катюши были подружки в отряде, никто ее не обижал, она чувствовала себя очень неуютно и очень хотела домой.
В прошлом году я не отправляла дочек в лагерь, а в этом году решила попробовать еще раз. Алёна обрадовалась, что поедет. А Катю мы с мужем полгода уговаривали, рассказывали обо всех прелестях лагеря, что там никогда не бывает скучно. Катя очень хотела африканские косички, мы ей сделали только потому, что она обещала все-таки поехать. В общем, силой родительского авторитета заставили девочку смириться с нашим решением.
Вот уже вторую неделю они в лагере. Алёна дружит со всеми девочками из своей палаты, играет в команде по пионерболу. По ее рассказам, она стала главной звездой лагеря по пионерболу. В общем, все прекрасно.
Катюша попала опять в младший отряд и встретила там вожатую, которая ей не слишком нравилась два года назад. Мы предприняли попытку перевести ее в другой отряд, но это оказалось достаточно сложно. Да и Катя сама отказалась переходить, потому что встретила девочек, с которыми познакомилась тогда. Катя звонит почти каждый день, опять скучает. Хотя у нее есть подружки, она ходит в кружки, но постоянно говорит мне, что ей скучно. Мы по телефону считаем, сколько дней осталось до отъезда или сколько часов. В часах, конечно, больше...
Отправляя детей в этом году в лагерь, я очень надеялась, что им теперь все понравится. С Катей этого все-таки не получилось. Думаю, что в будущем буду отправлять в лагерь только по желанию. Если одна захочет, а вторая – нет, придется одной покупать путевку, а другую оставлять на даче. Хотя это очень неудобно, когда двое детей. Все время хочется их объединить в каком-нибудь одном месте... Попробую приспособиться.
Если есть дача и есть бабушки-дедушки, то лагерь и не нужен. Конечно, там дисциплина и все такое, но зачем ребенка травмировать на каникулах? Ему поспать утром - лечь попозже, а тут снова дисциплина, которая в школе уже задолбала. У меня была бабушка в деревне, мне там нравилось. Друзья там были. А меня родители все в лагеря пихали, пока в 13 лет не сбежал. Потом таким лагерем армия 2 года была. Что сам служил - не жалею. Но сыну этого не желаю. Пусть лучше учится. Тогда просто мало приятного было. Теперь опасно. Успеют еще своего в жизни хлебнуть. Лучше больше своих детей заводить.
Что касается лагерей не могу поделиться личным опытом, но как мне кажется для детей это не только увлекательно, но и в отдельных случаях познавательно. Ну что касается «засосов», наркотиков и всей остальной дребедени, от этого ни куда не деться и к сожалению не застраховаться, методичные беседы на предмет опасности и не дозволенности только разжигают аппетит со стороны детей по принципу «запретный плод сладок» такая уж психология, поэтому остается рассчитывать на благоразумность ваших чад ну и конечно на ваше внимание родители, во время с реагировать это надо еще уметь с реагировать. Вообще конечно можно многое на эту тему воображать, но мне кажется, что в лагерях за деньги предложат нормальный сервис, что будет предполагать как минимум наличие вожатых с опытом работы как максимум порядок, дисциплину и познавательную программу. Сама лично всегда хотела попасть на лето в лагерь, но мама опасалась за меня почему-то)))
В лагерь ребенка надо отправлять только по его желанию и учитывая наши времена (в спортивном лагере 10 летний ребенок утонул на 2-й день приезда-позавчера обсуждение по тв было, то старшие над младшими дедовщину строят, то вожатые неадекватные) все должно быть индивидуально. Ребенок Ваш и только Ваш и в случае не дай бог чего никто его не заменит. Так что проверяйте лагерь на вшивость, вожатых на лживость и доброту. Первые дни должны Вы быть рядом и если вдруг у ребенка не складывается с этим коллективом и у Вас есть сомнения в этом лагере или вожатом и т.д. забирайте ребенка не раздумывая. В остальном 60-70% детей чувствуют себя в нормальных условиях нормально и отдых в лагере им нравится. Но все индивидуально у каждого, а ребенок Ваш и только Ваш. Не травмируйте его понапрасну, хочет пусть остается, нет не давите. Он тоже личность.
....Или при наличии бабушки-пенсионерки и дачи незачем и детей мучать?.....
а вот интересно.. а Вы о своих родителях не думаете? Как ИМ на даче с нашими детками?
Моей дочке 15 лет. С восьми лет она ездила в хорошие, «классические» лагеря с кружками по интересам и купаниями на озере. Девица она контактная, общительная, особых проблем при адаптации к «лагерной» жизни не возникало. Но в 12 лет она заявила, что в таких лагерях ей скучно, все очень однообразно. И по совету знакомых я отправила ее в скаутский лагерь: жзнь практически на «подножном корму» в палатках на берегу Вуоксы. Июнь был прохладный, дождливый и я решила: все, ребенок до конца смены не выдержит, попросится домой. Как бы не так! Приехал инструктор по стрельбе из лука и арбалета, потом начались занятия по медицине, плетению фенечек, рафтинг, ориентирование, самооборона... В общем, уже три года подряд мне не вытащить ее из этого лагеря, хотя многие ужасаются: как же так, сплошная антисанитария, живут в палатках, готовят на костре, сами рубят дрова... А детям нравится! И мне тоже:)
Согласна с Олегом- лагерь надо проверять, а когда ребенок уже там, ситуацию контролировать. Это сложно сделать, если лагерь далеко. Сама месяц назад была в такой ситуации. У нас с мужем была возможность приехать во внеурочное, так сказать, время. Если б мы этого не сделали и не поговорили с тренером (ребенок ездил в спортлагерь), не знаю, с каким настроением он бы оттуда приехал. А так все закончилось хорошо, но начиналось, прямо скажем, неоднозначно.
Что-то такая волна ужасов о лагерях в последние дни прокатилась, что все мысли о них оставила. Как узнать, что лагерь хороший? Если бы хоть знакомые там были.
Анне. Насчет наших «бедных бабушек». Ну, во-первых, речь не о крепостных. Не захотят с внуками возиться - на дачу не поедут. Во-вторых, нас они тоже к бабушкам деревни отправляли, бабушек и дедушек наших особенно не спрашивая. И, в третьих, нам эти «долги наши» еще нашим внукам и внучкам отдавать. Будут и нас внуками грузить, Бог даст!
Тут знакомые рассказали об отдыхе в заграничных лагерях. Одна девочка (14 лет) вернулась из лагеря в Венгрии. Лагерь был с очень спокойным отношением к режиму: хочешь - идешь на обед, не хочешь - не идешь, никто детей не пересчитывает, дети спокойно выходят за территорию, на столько спокойно, что самостоятельно ездят в Будапешт.
У другой девушки дочка (8 лет) ездила в лагерь в Болгарию. Тут было очень странное распределение по отрядам - не по возрастам, а по районам Москвы, так что в одном отряде оказались дети от мала до велика. Например, эта девочка жила в палате с 12, 13 и 14 -летними подростками, так что, приехав домой, она завалила маму вопросами на всякие интересные темы. Кроме того, под конец смены была устроена "цыганская ночь", смыслом которой было стащить больше белых или черных вещей у товарищей. Короче, когда ребенок вернулся домой, кучи вещей не досчитались.
Всем спасибо! Интересный пост. Мое мнение - до 8 лет никаких лагерей. После - по желанию ребенка, начиная с одной (пробной) смены. Скорее всего, придется разделять детей на лето. Лагеря только проверенные через многочисленные справки и знакомства. И лучше, чтобы в лагерь ребенок ехал со своим другом или подругой (по двору, или по школе), соответственно с родителями друга или подруги придется поддерживать приятельский (минимум) контакт. Это в плане коллективной безопасности.